Михаил Матвеев. Официальный сайт

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ГЛАВНАЯ СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ АРХИВ Сможет ли Матвеев примирить Думу и администрацию Самары?

Сможет ли Матвеев примирить Думу и администрацию Самары?

Печать
Депутат самарской городской думы Михаил Матвеев в очередной раз решил попытаться сыграть роль миротворца в затянувшемся конфликте городской администрации и оппозиционного ей депутатского большинства. Для этого председатель думского Контрольного комитета предложил альтернативную версию устава Самары, о котором «СИ» уже сообщали читателям в одном из недавних номеров. Сегодня мы решили рассказать читателям о разработанном Михаилом Матвеевым проекте Устава поподробнее.

Михаил Матвеев считает, что тема устава Самары не закрыта и может иметь множество продолжений. «После всей чехарды, которую мы наблюдаем уже год с Уставом Самары, никто, наверное, уже не сомневается в возможности очередной «отмены отмены отмены» устава» - говорит депутат. Это значит, что две существующие точки зрения на городскую конституцию полярны: по одной мэр избирается всенародно и наделен чуть ли не абсолютной властью, по другой - весьма ограничен и избирается депутатами на заседании думы из своего числа. Матвеев считает, что уставы, созданные противными сторонами, «не являются теми документами, которые уравновешивают и разделяют власти в городе и не создают реальный механизм правильных взаимоотношений между властью и обществом». Поэтому он предлагает общественности свой вариант решения проблемы - еще один проект главного документа города.

Основные положения устава, разработанного Михаилом Матвеевым, отличаются от существующих ныне версий устава, принятого думой, и от так называемого «народного» устава, но при этом пытаются их примирить. Автор выступает за прямые выборы главы города, но закрепляет за Думой серьезные полномочия. Прописывается следующее разделение полномочий: глава возглавляет исполнительную ветвь власти и обладает своими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Однако важнейший рычаг формирования политики в городе, а именно - утверждение жилищно-коммунальных транспортных тарифов остается в компетенции думы. «Таким образом, уравновешиваются 2 ветви власти, и создается тот баланс властей, который позволяет, согласно законам диалектики, двигать вперед систему местного самоуправления в городе» - отмечает Матвеев.

По проекту Матвеева сроки полномочий и мэра и депутатов снижаются с 5 до 4 лет, кроме того вводится ограничение возможности занятия должности главы города более двух сроков подряд. «У нас Президент избирается на 4 года и не занимает свой пост более двух сроков подряд. Почему бы нашим местным начальникам не брать с него пример не на словах, а на деле»,- аргументирует свою позицию депутат. Михаил Матвеев в своем проекте устава предлагает закрепить Самаре статус губернской столицы - ни в одном из других вариантов, в том числе и действующем, эта норма не прописана, хотя разговоров об этом идет не мало, и давно. Смысл ее закрепления законодательно в том, что «регламентируются взаимоотношения между городом как областным центром и областным правительством, взаимоотношения между бюджетами, вопросы компенсации тех затрат, которые несет город при выполнении функций столицы губернии».

 

Наверное, если бы сторонники Лиманского не «запатентовали» за своим проектом название «народный», им надо было назвать проект Матвеева. Потому, что большая часть его предложений посвящена именно процедурам, которые обеспечивают возможность населения реально оказывать влияние на те решения, которые принимает власть, и контролировать эти решения. Вводится ежегодный публичный отчет мэра и депутатов- по четко прописанной форме. Скажем, у мэра отчет включает 21 пункт. В нем информация по экономическим, социальным, демографическим показателям, уровне преступности, количестве безработных, вновь созданных рабочих мест, отремонтированных домов, подъездов, дорог, состоянии здравоохранения, образования и т.д. Все это- в сравнении с предыдущими годами и соседними регионами. Одновременно ежегодно мэр выступает перед думой с бюджетным посланием, в котором обозначает основные приоритеты социально-экономического развития города на будущий год.

Михаил Матвеев предлагает еще несколько изменений, которые существенно изменят систему взаимоотношений власти и общества. Вводится запрет на проведение аккредитаций СМИ во всех органах власти. По проекту устава Матвеева любой журналист может попасть на любое открытое заседание или совещание во всех ветвях городской власти, предъявив служебное удостоверение. «Власть не должна скрывать информацию от СМИ, потому что СМИ - глаза избирателей» - считает автор проекта. Подобная норма прописана и для рядовых граждан - они будут иметь право беспрепятственно входить в любые административные здания по предъявлению, а в работе с их заявлениями вводится четкий принцип «единого окна». Это когда чиновник обязан принять ваше заявление и, если в нем ставятся вопросы, которые он не решает, самому от своего имени направить его в нужную инстанцию, а не «футболить» посетителя по кабинетам (процедура весьма знакомая всем льготникам).

По уставу Матвеева горожане смогут отозвать любое выборное должностное лицо, причем процедура отзыва прописана полностью (в отличие от других уставов). Кроме того, жители города имеют право выразить и недоверие назначаемым чиновникам - например, главе районной администрации, начальнику ЖЭУ и т.д.. Для этого надо собрать определенное количество подписей, которые будет обязан рассмотреть вышестоящий начальник чиновника в присутствии представителей инициативной группы. Он вправе уволить вызвавшего недоверие чиновника, объявить ему выговор или оставить все как есть на основании недостаточности мотива.

Когда дума принимала злополучный устав городского округа Самара, Матвеев был единственным депутатом, кто отказался проголосовать за выборы мэра из числа депутатов. После того же, как устав был принят- активно участвовал во внесении в него поправок, однако те самые нормы, которые позже вошли в написанный им устав (например, ограничение полномочий мэра двумя сроками) так и не были рассмотрены Думой. Не стали рассматривать предложения депутата и авторы «народного» устава. Именно по этой причине Михаил Матвеев решил разработать текст Устава города самостоятельно, благо, что соответствующая подготовка у него имеется (местное самоуправление является темой докторской диссертации 37-летнего депутата). Обнародование основных положений «проекта Матвеева» уже вызвало оживленные дискуссии в СМИ. Кто-то считает его Устав компромиссным, который вполне может принять думское большинство и подписать Георгий Лиманский, кто-то - готовой предвыборной программой самого Матвеева, которого считают одним из вероятных кандидатов в мэры Самары в случае объявления прямых выборов. Сам Михаил Матвеев говорит, что считает, что Самаре просто нужен хороший устав, уравновешивающий права обеих ветвей власти и защищающий права жителей.

Григорий ХАРИТОНОВ
"Самарские известия",2006

 

 

Фото П.Воробьева
Наш баннер
Михаил Матвеев. Официальный сайт