Михаил Матвеев. Официальный сайт

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ГЛАВНАЯ СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ «Местное самоуправление должно быть вне политики»

«Местное самоуправление должно быть вне политики»

Печать

Интервью газете «Самарское обозрение» 

С 1 января 2009 года в завершающую стадию входит реформа местного самоуправления России, начатая пять лет назад. В каком сегодня положении муниципалитеты Самарской области? Есть ли перспективы у идеи избрания муниципальных депутатов по партийным спискам? На эти и другие вопросы СО ответил доктор исторических наук, депутат, заместитель председателя комитета по местному самоуправлению Самарской губернской думы Михаил Матвеев.

- Как вы оцениваете результаты реформы местного самоуправления?

- В ходе реформы количество муниципальных образований в России увеличилось более чем в два раза и составило около 25 тысяч. В результате МСУ сегодня - самая всеохватывающая структура власти в стране. В то же время ряд проблем, в первую очередь слабая финансовая обеспеченность, порождающая всеобщую зависимость муниципалитетов, и отчуждение власти от населения не позволяют считать цели реформы достигнутыми.

- В чем причина такого положения дел?

- В первую очередь в устойчивости в политической среде и в обществе традиций всеобъемлющей административно- командной системы как метода управления. Дореволюционное земство было придавлено царской администрацией, в СССР же местного самоуправления в классическом европейском понимании и вовсе не было - существовало местное государственное управление, встроенное во все ту же "вертикаль власти". Поэтому в России существует постоянное самовоспроизведение этой модели и в нормативной базе, и в межбюджетной сфере, и в политических реалиях, несмотря на любые декларации и реформы.

- Насколько это важная проблема для граждан?

- Отсутствие общественного заказа на самоуправление у самого населения является благоприятным фоном для всевластия чиновников. Взять, к примеру, процесс создания ТСЖ, являющихся, по сути, тоже ячейкой самоуправления, жители почти повсеместно не могут между собой договориться и не хотят брать власть в свои руки даже в масштабах своего дома, в итоге ЖКХ остается одой из самых мощных коррумпированных "кормушек". Реальное же самоуправление можно построить только снизу.

- Каково ваше отношение к идее избрания муниципальных депутатов по партийным спискам?

- По образному выражению одного английского политика, нет лейбористского и консервативного способа уборки мусора. А вот политизация МСУ, в том числе через создание в нем поля противостояния партийных фракций, ведет к искусственной конфронтации, губительной для местного самоуправления. Это многократно доказано в истории России - и земствами в 1917 году, и Советами в 1993-м. Но когда этот процесс партийного представительства в представительных органах начинается, то в краткосрочной перспективе он кажется не только безобидным, но и правильным. Я считаю, что и мэры, и муниципальные депутаты, и в целом местное самоуправление должны быть вне политики, на нее у них просто нет времени.

- Что изменилось с появлением указа президента об оценке эффективности работы глав муниципалитетов?

- Своевременный и нужный указ. К сожалению, объективный анализ собственной работы во многих муниципалитетах часто подменяется самопиаром либо информацией, далекой от определенного законом для МСУ круга его компетенции. Скажем, мэрия Самары любит красиво отчитываться о росте промышленного производства и обороте розничной торговли, к которым она не имеет никакого отношения, но ничего не говорит, например, о количестве выделенных очередникам квартир или объемах вывезенного с улиц города мусора. С появлением указа президента увиливать от реального разговора по сути собственной работы уже не получится.

- Вы были лично знакомы с Александром Солженицыным, а многие его идеи касались именно развития местного самоуправления в России. Насколько велико было его влияние на вас?

- Мы были знакомы 13 лет, и главным в Солженицыне для меня остается пример его удивительной принципиальности в том, чтобы всегда держаться стороны правды. Кроме того, осмысливая сложнейшие вопросы истории и современности, Солженицын умел видеть в них главное. Важнейшая идея Солженицына - сбережение народа - сегодня, к сожалению, еще не осознана в полной мере на уровне политического класса, но именно в ней, на мой взгляд, сосредоточена главная задача России в XXI веке. Солженицын обладал непререкаемым авторитетом и известностью в мире. К сожалению, даже со смертью этого гиганта в России, особенно в политической среде, многие не осознали и не поняли необходимости в его слове. Но для меня лично его поддержка моей работы и программы были и остаются фактором огромного морального значения - как для политика, так и как для человека.

- Какие, на ваш взгляд, выводы должна сделать Россия из событий на Кавказе и мирового финансового кризиса?

- "У России нет друзей, кроме армии и флота", - говорил Александр III. Главный урок, который должна извлечь Россия из разворачивающегося кризиса, - в наших национальных интересах не следует стремиться к полной интеграции с мировой экономикой. Нам долго разные экономисты объясняли, что хорошо, что значительная часть Стабилизационного фонда России хранится в американских ценных бумагах, но что-то сейчас не слышно их отчета о том, сколько на этой блестящей идее мы потеряли. Надеюсь, весьма своевременное охлаждение отношений с США приведет элиту к вынужденному патриотизму и необходимости поддержать независимую и самодостаточную экономическую и внешнюю политику, контуры которой уже сейчас видны в действиях президента России Дмитрия Медведева и председателя правительства Владимира Путина.

- Весной этого года вы объявили о создании общественного движения "Союз народного самоуправления - блок Михаила Матвеева", назвав ближайшей его задачей подготовку к выборам городской думы Самары. Остаются ли задачи движения прежними?

- Да, мы ставим своей задачей участие и в выборах депутатов городской думы в 2009 году, и лично я - в выборах мэра в 2011-м. Могу ответственно заявить, что движение не будет поднимать политические вопросы, продвигая собственную, чисто городскую программу. Задача движения, как я ее вижу, собрать в форме непартийного избирательного блока людей пусть разных взглядов, но государственно мыслящих, достойных депутатского мандата и объединенных общим видением решения проблем Самары, готовых работать на город и область. Я ищу таких людей и убежден, что в полуторамиллионном городе они есть, и концепция непартийного движения при наличии четкой программы может получить поддержку горожан. Я рассчитываю, что голоса 50 тысяч моих избирателей, поддержавших меня на выборах мэра Самары в 2006 году, обеспечивают блоку хорошие стартовые возможности во всех районах города, и буду последовательно продвигать программу, за которую выступают люди.

Ольга СОЛТАНОВА , Самарское обозрение, 25 сентября 2008 г.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Фото П.Воробьева
Наш баннер
Михаил Матвеев. Официальный сайт