Михаил Матвеев. Официальный сайт

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ГЛАВНАЯ СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ Михаил Матвеев ответил на вопросы общероссийского журнала «Глава местной администрации»

Михаил Матвеев ответил на вопросы общероссийского журнала «Глава местной администрации»

Печать

Общероссийский муниципальный журнал «Глава местной администрации» попросил комитет по местному самоуправлению Самарской Губернской Думы прокомментировать для журнала недавние поправки в закон о местном самоуправлении (131-ФЗ), дающие право представительным органам удалять в отставку глав муниципальных администраций.

Новые нормы в законодательстве прокомментировал заместитель председателя комитета по местному самоуправлению Самарской Губернской Думы, доктор исторических наук Михаил Матвеев:

«Исходя из принципа разделения властей, одной из основных функций местного самоуправления является контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Таким образом, фактическая подотчетность (через возможность удаления в отставку) главы муниципального образования достаточно логична. В то же время нельзя не обратить внимание на тот факт, что в случае, если глава муниципального образования избран всенародно логичным является его подотчетность непосредственно населению и необходимость реально работающего механизма отзыва именно избирателями, а не представительным органом. Не секрет, что зачастую попытка удаления в отставку главы муниципалитета может носить политический характер. При этом «представительность» всенародно избранного главы муниципального образования может значительно превышать количество голосов, поданных за большинство депутатского корпуса, голосами которых он отправляется в отставку.

Нельзя не отметить и внутренней противоречивости вышеуказанной нормы в системе государственной власти Росси в целом. Фактически, данная норма транслирует принципы парламентской республики, при которых глава исполнительной власти подотчетен и подконтролен парламенту и может быть отправлен в отставку, а не парламент может быть распущен главой исполнительной власти. В то время как Россия является не парламентской, а президентской республикой с традиционно сильной исполнительной властью, на которую ориентируется население. Реформа местного самоуправления усилила полномочия мэров и глав муниципальных образований. В частности, ряд традиционных полномочий представительного органа (принятие целевых программ, плана приватизации, тарифов и т.д.) стали однозначной прерогативой главы администрации. Все это свидетельствует о том, что процесс усиления органов исполнительной власти, общий для всех уровней государственной власти, был характерен и для местного самоуправления. Исходя из вышесказанного, как минимум следует констатировать, что внесенные в ФЗ № 131 поправки, не совпадают с общегосударственным вектором функционирования и развития системы власти. Приведет ли это несовпадение вектора развития местного самоуправления с государственным вектором развития к разбалансировке системы власти и к запросу аналогичных прав для законодательных собраний Субъектов РФ и Государственной Думы – тема для отдельной дискуссии.

В любом случае, столь серьезные полномочия, данные представительным органам местного самоуправления ставят в повестку дня вопрос о качестве формирования самих представительных органов, их представительности и ответственности депутатов перед населением».

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Фото П.Воробьева
Наш баннер
Михаил Матвеев. Официальный сайт