Михаил Матвеев. Официальный сайт

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ГЛАВНАЯ СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ Пресс-конференция Михаила Матвеева в ИД «Коммерсант-Волга»

Пресс-конференция Михаила Матвеева в ИД «Коммерсант-Волга»

Печать

Андрей Федоров (директор издательского дома «Коммерсант-Волга»): Здравствуйте! Наверно, Вы сначала что-то расскажете, потом мы будем Вам задавать вопросы.

Михаил Матвеев: Коллеги, я хотел проинформировать вас о том, что на прошлой неделе Министерством Юстиции произведена перерегистрация общественной организации «Союз народного самоуправления», которая существовала в Самаре с 2002 года в форме общественной организации, в общественное региональное движение под названием «Союз народного самоуправления - Блок Михаила Матвеева». Сейчас возникают вопросы по поводу целей и задач движения, поэтому я хочу, прежде всего, сказать, что на нашем съезде движения принят Политический манифест, который Вам сейчас раздаст мой помощник. В нем мы выражаем те цели и задачи, которые мы видим перед городской властью Самары. Мы ставим своей задачей работу в общественно-политической сфере именно Самары, поскольку город является нашей традиционной территорией, и несмотря на то, что общественное движение зарегистрировано в формате регионального движения, естественно наши основные усилия сосредоточатся на Самаре. Мы исходим их двух основных моментов, которые становится очевидными каждому человеку, который интересуется политической жизнью города. Мысль эта заключается в том, что на протяжении последних 10-15 лет гражданское общество Самары практически полностью отодвинуто от политической деятельности Самары. Политика как отрасль общественного права приватизирована различными кланами и борьба одного клана с другим и выдается за политическую жизнь города. На протяжении этого времени гражданское общество практически не имело возможности делегировать своих представителей в органы власти, потому что механизмы, которые существуют, в значительной степени были также приватизированы различными кланами. Мы были свидетелями правления на протяжении девяти лет Георгия Сергеевича Лиманского, который олицетворял собой одну политику, это была политика бесконтрольной власти чиновничества и когда возникла проблема, когда в конце 90-х годов возникло серьезное оппозиционное движение действующему мэру, причем это движение строилось на естественном недовольстве граждан, работой городских властей, очень быстро выяснилось, что это движение приватизировано финансово-промышленными группами. Таким образом финансовые группы получили некое идеологическое обоснование свержения прежнего мэра и прихода к власти собственных представителей. Однако, и смена Самарской городской Думы в 2004 году, и смена самарской администрации и мэра в 2006 году –продемонстрировали, что от смены одних фамилий на другие для реальной жизни горожан, для городского хозяйства, социальной сферы – никаких изменений не происходит. Я глубоко убежден, что не происходит по той причине, что не меняются сами подходы к  осуществлению городской власти и к ее пониманию не в качестве кормушки. Поэтому наше движение ставит перед собой задачу смену исполнительной и представительной власти в г. Самаре.

Мы считаем, что люди, которые сейчас находятся у власти, и основной состав депутатов городской думы 4-го созыва и администрации города – это люди, которые не в состоянии обеспечить Самаре прорыв ни экономический, ни социальный, и что только продолжает создавать многочисленные конфликты и приводит к политической и экономической стагнации в городе. Поэтому наше общественное движение создано по своему уставу в качестве избирательного блока, мы уже сейчас намерены начать работу по подготовке к выборам в Самарскую городскую Думу, которые состоятся через полтора года,  объявляя о готовности к объединению лидеров местных сообществ, т.е. тех людей, которые не связаны с финансово-промышленными группами , не связаны с криминалом, не связаны с каким-либо политическими кланами, которые имеют способности для работы в общественно-политической сфере, подготовлены  и организационно и нравственно для того, чтобы работать в городской власти. Это наш призыв, мы начинаем в этом плане серьезную кадровую работу для того, чтобы иметь возможность выставить кандидатов по всем 35 округам, для того, чтобы это были люди, действительно сумеют обеспечить соответствующее развитие нашему городу. Это основное заявление, которое мы делаем.

Вторая мысль связана с тем, что мы понимаем, что перед движением стоят достаточно серьезные трудности, в первую очередь они связаны не столько с субъективными моментами, сколько с объективным фактором того, что уровень гражданской зрелости значительной части избирателей позволяет ими манипулировать из года в год со стороны различных структур. В тоже время существует достаточно серьезная финансовая и административная возможности тех кланов, которые сейчас уже контролируют городскую власть, ясно, что они эту власть просто так не отдадут. Уже сейчас в СМИ появились заявления связанные с тем, что их представители во власти готовы «на двести процентов» участвовать на удержание власти в городе,  все это говорит о том, что предстоит достаточно серьезная политическая работа, которая осложняется сейчас распространяемым в государстве ложным представлением о тех процессах, которые идут в местном самоуправлении и о тех, так скажем, демократических механизмах, которые должны в стране существовать.

Хочу в заключение вступительного своего заявления сказать о том, что наше движение осуществляется на принципиальной непартийной основе, мы считаем, что уровень местного самоуправления предполагает прямые взаимоотношения между населением конкретных территорий  и их представителями в органах представительной и исполнительной власти. Поэтому мы считаем, что городское сообщество должно объединяться вокруг личностей, вокруг программ, а не вокруг партийных структур, поскольку в этом случае может возникнуть опасность, когда хорошие и достойные люди,  если у них в кармане партийные билеты различного цвета, могут оказаться по разные стороны баррикад, в то время как мы считаем, что линия противостояния находится между людьми, которые понимают власть как шанс, который дается человеку для того, чтобы что-то изменить в городе, и теми – кто считает власть средством решения своих частных и корпоративных интересов. Вот собственно все, что я хотел сказать. Готов ответить на все ваши вопросы.

Вопрос: В чем суть обновления Вашего движения? На сколько функции «Блока Михаила Матвеева» отличны от «Союза народного самоуправления»? (дальше не слышно):

Михаил Матвеев: Спасибо Михаил Федорович! Я начну с Устава, разумеется у нашего движения имеется Устав, иначе бы мы не получили юридической регистрации. Ознакомится с ним можно на моем сайте www.matveev.samara.ru . Но поскольку, вчера сайт был подвергнут хакерской атаке, сейчас он временно не работает, и устав вывешен на моей странице на портале Самарской Губернской Думы. Там же имеется наш Политический манифест. Сейчас идет выработка программы, я предполагаю, что в окончательном виде программа, с которой мы пойдем на выборы, должна быть несколько скорректирована. В ее основе лежит та программа, которая существует у «Союза народного самоуправления», это та программа, с которой я как политик участвовал в различных избирательных кампаниях по выборам мэра Самары в 2006 году, депутатов Самарской Губернской Думы в 2007 году. В качестве базы ее сторонников я вижу 50 000 Самарских жителей, которые проголосовали за меня на выборах мэра Самары в 2006 г. Я считаю, что это основа, на которой мы можем нарастить это движение, но для нас основной вопрос – не количественный, а качественный. Потому что, я еще раз подчеркну, наступил момент, когда нужно ответственно относится к тому, кто должен быть от имени народа представителем и осуществлять власть. Сейчас очень много манипуляций на эту тему производиться, и я считаю, что власть не является уделом всякого. Власть должна принадлежать людям, которые прошли качественный нравственный отбор, потому что основная проблема Самары на протяжении последних 15 лет основную массу людей исполнительных и представительных структур власти занимают люди, которые совершенно не подготовлены нравственно для того, чтобы обладать властью.

Власть – это ежедневное принятие решений, которые у кого-то что-то отбирают, и кому-то что-то дают. Для того, чтобы принимать такие решения, нужно иметь соответственную подготовку и гражданское мужество. Поэтому мы собираемся опираться на тех людей, которые имеют роскошь принимать собственные решения и имеют собственные убеждения. Потому что, наблюдая за Самарской Городской думой изнутри, я видел те механизмы, по которым принимаются там решения. В Российской Федерации есть прецедент, когда городскую думу Твери практически в полном составе посадили за то, что они принимали определенные нормативно-правовые акты в силу финансовой заинтересованности. По этой схеме Самарская Городская дума по большей части должна была сидеть с первого дня своего созыва однако до сих пор они с умным видом продолжают изображать из себя депутатов, которые что-то такое для избирателей делают.

Я не буду приводить примеры того, как была вычищена нормативно-правовая база Самарской Городской думы, начиная с Устава, который должен был отнять всенародные выборы мэра города, и заканчивая последними решениями, которые связаны с жилищно-коммунальной сферой. Я приведу простой пример: когда мэром города был Георгий Сергеевич Лиманский депутаты городской думы нынешнего созыва боролись за то, чтобы контролировать те средства, которые идут в области ЖКХ. Была разработана на основании Бюджетного кодекса специальная форма контроля за расходованием этих денежных средств, которая реализовывалась в Приложении 14.2 бюджета. Это поадресный список домов, в котором четко было расписано какие работы на какую сумму в каком доме будут производиться. Это не давало возможности администрации Г. С. Лиманского в 2005 и в 2006 году перекидывать средства с одного дома на другой и за счет этого, я считаю, получилось добиться большого числа отремонтированных подъездов и вообще жилого фонда. Как только мэром города стал Виктор Александрович Тархов – сразу же городской думой было прекращено издание приложения 14.2 к бюджету города, и снова все гигантские средства в сфере ЖКХ погрузились в мрак, в мутную воду,  в которой определенные люди всегда ловят золотых рыбок.

Вы знаете прекрасно, какие управляющие компании победили в городе, кому они принадлежат и как они работают. Вот сейчас, я немного ушел от ответа на Ваш вопрос, я хочу сказать, что мы рассчитываем на то, что нам удастся собрать команду людей, которые будут альтернативой той власти, по крайней мере представительной власти – депутатскому корпусу городской думы, которая существует сейчас. В отношении членства хочу сказать, что форма общественного движения не предполагает устойчивого членства, т.е. здесь нет членских билетов, членских взносов. Любой гражданин города, и даже более скажем – Российской Федерации, заявляющий о том, что он поддерживает Программу и Устав нашего движения имеет право принимать участие в съездах, голосовать и выражать свою позицию. То есть – это самая демократичная форма общественного объединения и она позволит, я думаю, привлечь большое количество сторонников.

Вопросы зала (не слышно):

Михаил Матвеев: Я хочу сказать, что за основу символики нашего знамени взято историческое знамя Самары, мы ничего не изобретали, это знамя отсылает нас к тому знамени, которое вышили монахини Иверского монастыря и под которым сражалось ополчение Самары в освобождении Болгарии. Это историческое знамя города Самары, которое было юридически утрачено впоследствии, т.е. с него был удален крест, и в качестве отсылки к нему на нашем знамени присутствует и символ креста и две иконы: это икона Святителя Алексия, который является покровителем Самары и икона Иверской Божьей Матери, которая присутствовала на историческом знамени Самары. Я считаю, что в жизни и в политике всегда нужно держаться корней, поэтому наши  корни в той богатой политической истории города, которая у нас существует.

Вопросы зала (не слышно):

Михаил Матвеев: Сейчас происходит осмысление среди Совета движения и среди наших сторонников того направления в котором движение должно двигаться сейчас, ну скажем так в мирный период. До выборов, как Вы правильно сказали, осталось полтора года еще, поэтому мы не планируем искусственных акций, которые должны были бы искусственно привлекать внимание к нашему общественному движению. В тоже время хочу сказать, что «Союз народного самоуправления», правопреемником которого является наше движение, и так занимается очень активной общественной деятельностью. Наша организация получила широкую известность как организация, которая борется с уплотненной застройкой города, т.е. среди последних достижений нашего общественного движения является прекращение строительства на ул. Осипенко в районе домов 2 и 4, т.е какая-то определенная правозащитная деятельность, которая предполагает в том числе и какие-то публичные акции, будет присутствовать, но она будет происходить по инициативе снизу, а не по формальной привязке к каким-то мероприятиям или датам.

Что касается известных людей, я хочу сказать так, что поступало большое количество предложений и просьб ко мне поддержать тех или иных людей в качестве кандидатов на довыборы в Самарскую Городскую думу, которые были свернуты. (Это, кстати, было последним аргументом для создания нашего движения, т.е. это была последняя капля терпения, которая кончилась, в отношение состава нынешней городской думы, когда цинично были свернуты выборы и 125 тысяч избирателей были лишены прав). Сейчас основная задача, которую мы видим – это этап консультаций, т.е. сейчас мы будем находиться в процессе консультаций с различными политическими силами, которые присутствуют уже на политическом поле города и области, для того, чтобы понять каким образом и с кем наше движение будет взаимодействовать. Да, мы ставим перед собой задачу выставить 35 кандидатов, даже может быть не 35, а 70 кандидатов по каждому из избирательных округов города. Но решить эту задачу усилиями одного общественного движения достаточно сложно, потому, что на данном политическом поле присутствуют и партии, которые также наверняка будут активно участвовать в выборах в Самарскую городскую думу, и различные иные политические силы, люди, поэтому не исключено, что придется каким-то образом с кем-то договариваться, как то достигать определенных компромиссов. Задача минимум – это создание в Самарской городской думе фракции, которая должна получить блокирующий пакет голосов, т.е. пакет, не позволяющий менять Устав города. Задача максимум – это выиграть 18 голосов, которые позволяют  определять кандидатуру председателя Самарской Городской думы. Если Бог даст, то будем бороться и за 35 мандатов.

Вопрос: Из того, что Вы сейчас сказали, совершенно очевидно как регистрация вашего общественного объединения относится к городской власти, но возникает вопрос  - как регистрация вашего объединения и те цели и задачи, которые Вы сейчас проговорили, относятся к областной власти, с учетом того, что с появлением нового руководства области совершенно отчетливо стали проявляться тенденции завершения построения вертикали власти, которая заканчивается на уровне региона. Как считаете – как они воспримут Вашу инициативу? 

Михаил Матвеев: Люди, которые отслеживают политические процессы в губернии, вне всякого сомнения информированы о задачах и целях нашего движения. Я хочу сказать что, являюсь сторонником сильной президентской власти, хочу напомнить, что помимо этого общественного движения своего, я возглавляю в Самаре движение в поддержку президента Путина и являюсь одним их восьми членов Совета всероссийского движения. Поэтому я, конечно же, разделяю понимание того, что государственная власть должна иметь четко работающую вертикаль. Вопрос возникает в том – докуда доходит эта вертикаль, и, соответственно – какие решения принимаются сверху-вниз, а какие – снизу-вверх? Уровень местного самоуправления, если мы хотим, чтобы государство наше благоденствовало и чтобы все у нас работало «как швейцарские часы», необходимо, чтобы здесь инициативы исходили снизу.

Неправильна ситуация, когда губернатор занимается решением по вывозу снега из города, по ликвидации сосулек и по мусорным кучам, которые находятся на нашей набережной. Это совершенно четкий индикатор того, что городская власть на уровне местного самоуправления в Самаре работает неэффективно. Когда сидит губернатор, сидят его заместители, вице-губернатор, министры, мэры, главы районных администраций и на таком уровне принимается решение о том, как у нас там в Самарском районе расчищены крыши, нет? Сколько нужно мехрук, пять? Бензин есть? Есть! Поехали! Понимаете – не должен губернатор заниматься такими вопросами, ими должны заниматься на уровне начальника ЖЭУ, и поэтому, естественно, никакая система власти не будет работать в том случае, если местное самоуправление не будет работать эффективно. А оно будет работать только тогда, когда оно будет не просто формально включено в вертикаль, которая просто сверху-вниз опуститься до слесаря дяди Васи, когда где-то в вершине находится президент Путин, а внизу – находится слесарь дядя Вася, и вот эта вертикаль работает. Как? Все друг другу докладывают, мэр доложил губернатору – «сосульки почищены», губернатор доложил президенту – «сосульки почищены». Я считаю, что на самом деле поле и маневр для того, чтобы люди, которые имеют способности и соответственный нравственный уровень для того, чтобы работать в местной власти, еще существуют. Да, я уже говорил, сейчас существует довольно серьезная опасность, связанная с тем, что формируется ложное понимание идущих в государстве политических процессов, в отношение местного самоуправления. То есть о том, что выборность мэров будет отменена, партийные выборы должны заменить выборы одномандатников, и о том, что в данном случае возникнет некие две прекрасные вертикали – одна административная, другая – партийная, по которой будет нормально функционировать городское хозяйство.

Только в том случае, когда конкретная территория, где находится конкретный девятиэтажный панельный дом, где живет баба Маша, только в том случае у нее не будет течь крыша, когда в городской думе будет находится избранный ею человек, который ответит перед ней, перед бабой Машей, а не перед губернатором и президентом. Если кто-то думает о том, что можно загрузить нашу вертикаль власти так, что вкручивание лампочки в подъезде должно решаться на уровне политсовета «Единой России», то добро пожаловать во времена Советского союза, который в общем то от того и развалился, что для того, чтобы решить вопрос в деревне Гадюкино, необходимо было, чтобы газета «Правда» напечатала об этом статью.

Государственная вертикаль власти и местное самоуправление – это вертикаль и горизонталь, т.е. это некая единая система координат, и где местное самоуправление является той базой, на которой может строится государство наше именно для решения вопросов местного значения. Это многократно пройдено, много раз доказано, и история земского самоуправления, и история Советов, опыт местного самоуправления, который существует в Европе на протяжении столетий – это все многократно доказали. Конечно существует определенная опасность, есть определенные вызовы и угрозы местному самоуправлению, многие из которых носят объективный характер, многие из которых просто искусственно сейчас нагнетаются и накручиваются как часто бывает скорее сверху чем снизу. Но если мы не наладим на уровне местного самоуправления систему, при которой вопросы будут сниматься сразу, не доходя до уровня губернатора, то это будет очень плохая система. Мэр города должен работать с губернатором над развитием территории, а не над поддержанием ее в работоспособном состоянии, устраняя аварийные ситуации какие-то и следя за тем, чтобы где-то сосулька не упала на чью то голову. На местном уровне не государственная вертикаль должна работать над этим, это должна работать земская горизонталь, т.е. горизонталь местного самоуправления.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Фото П.Воробьева
Наш баннер
Михаил Матвеев. Официальный сайт