Михаил Матвеев. Официальный сайт

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ГЛАВНАЯ СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ Интервью М.Н. Матвеева ТРК «РИО» 11 марта 2008 года

Интервью М.Н. Матвеева ТРК «РИО» 11 марта 2008 года

Печать

Ведущая Татьяна Брачий (В): Добрый вечер. Вы смотрите «Приемную депутата», сегодня исполнился ровно год с того дня, как была избрана Самарская Губернская Дума 4 созыва. Хотелось бы подвести некоторые итоги работы Самарской Губернской Думы вместе с заместителем председателя комитета по местному самоуправлению Самарской Губернской Думы, депутатом Матвеевым Михаилом Николаевичем. Здравствуйте Михаил Николаевич!.

Михаил Матвеев (М): Здравствуйте!

В: Телефоны прямого эфира 2246973, 2246983, пожалуйста, звоните, задавайте свои вопросы. Михаил, Самарская область в день, когда Вы были избраны депутатом Самарской Губернской Думы, и Самарская область сегодня – это две большие разницы?

М: Огромная разница, причем масса событий произошли за этот год, конечно, не все они были связаны с Губернской Думой, т.е. мы тоже принимали во многих из них непосредственное участие. Давайте посмотрим: сменился Губернатор Самарской области, сейчас новый Губернатор - В. В. Артяков, произошли две важнейшие федеральные кампании: выборы в Государственную Думу и выборы Президента РФ, в которых Губернская Дума не оставалась в стороне, сменилась власть в Тольятти, т.е. произошла масса политических событий. Мы начали жить в новой системе экономических координат. Впервые в истории нашей губернии был принят трехлетний бюджет, т.е. мы приняли бюджет на 2008-2010 г.г., реализовано большое количество инициатив, с которыми выступает Губернская Дума. Это и закон Самарской области «О статусе ветерана Самарской области», чего нету ни в одном субъекте РФ и многие другие. Конечно, как в работе любого другого органа власти есть плюсы, есть минусы.

В: А минусы какие?

М: Знаете, мне кажется, что на фоне федеральных политических кампаний, о которых я говорил, были несколько политизированы отношения между фракциями. Я вот беспартийный депутат, депутат избранный непосредственно населением, жителями Октябрьского района Самары и в межпартийную борьбу не включен, а многие наши партийные коллеги пропускают всю ту полемику, которая ведется между лидерами их партий в федеральных кампаниях через себя, и это отчасти создает определенный эмоциональный фон при рассмотрении тех или иных вопросов Думе. Второй нюанс – Губернская Дума нашего созыва – орган немного буржуазный, т.е. среди депутатов немало бизнесменов и представителей финансовых структур, и скажу откровенно – не все они ходят на депутатскую работу. Это достаточно болезненное место, я несколько раз поднимал этот вопрос, потому что я считаю, что это недопустимо. Если, скажем, учитель, врач, рабочий не выйдет на работу – ему грозит увольнение, а многие наши коллеги-депутаты из обеспеченных лиц, которые совмещают работу депутата с бизнесом, посещаемость заседаний у них не очень велика, вместо себя они зачастую присылают записки. И аргументы, которые здесь звучат – о том, что в Государственной Думе вообще никто не ходит – мне кажется, что это разлагающий пример, который не должен быть примером для Самарской Губернской Думы. Конечно, это не касается большинства депутатского корпуса, но для чего избирались некоторые депутаты – мне не понятно. Мне удивительно представить, что, допустим, Владимир Владимирович Артяков допустил бы, чтобы на коллегии, которую он проводит, вместо министров были какие-то записочки, в которых министры бы сообщали что они со всем согласны.

В: Надо сказать, что депутаты Самарской Губернской Думы очень хорошо вуалируют всю эту ситуацию, потому что если смотришь на то количество законов, которое принимается, на то количество мероприятий, комитетов и т.д. не скажешь что депутатский корпус отсиживается где-то за углом и присылает записки.

М: Хорошо работает аппарат Самарской Губернской Думы.

В: Со стороны выглядит, когда приходишь на пленарное заседание, депутаты принимают вопросы практически без обсуждения, поднимают руки, голосуют, вот такой консенсус между народными избранниками – это хорошо или плохо?

М: Отчасти это правильно, что вопросы каким-то образом обсуждаются до заседания и на заседании депутаты не тратят энергию на то чтобы спорить о том, в отношении чего уже спорили на комитетах, отрабатывали на рабочих группах и т.д. Это свидетельство подготовки тех вопросов, которые есть. С другой стороны - это свидетельство того расклада сил, который существует. Вы знаете, что политику в Губернской Думе определяет фракция «Единой России», очень часто бывает, что они перед заседанием проводят фракцию, на которой принимают решение – здесь «ЗА», здесь «ПРОТИВ», и многие депутаты не считают необходимым бороться с очевидным перевесом сил. В то же время, фракция коммунистов достаточно заметная, а вот представители «Справедливой России», «Зеленых» (может быть все уже забыли, что у нас есть такая партия «Зеленых»), они как-то не очень активно выступают с какими-то инициативами.

В: Ну Вы сами сказали – подавляющее большинство – «Единая Россия», и от этого законы, принимаемые Думой, не становятся менее народными, потому что единая фракция имеет возможность перебить своими голосами других соперников.

М: «Единая Россия» тоже живой организм, и я хочу сказать, что на них тоже оказывается влияние, в том числе через СМИ, когда поднимаются те или иные вопросы, поэтому корректировка их программ происходит, может быть не так быстро, как этого хотелось бы избирателям.

В: Михаил, вот ваш комитет самый неблагодарный, с точки зрения освещения СМИ, поскольку то, что обсуждается на комитете по местному самоуправлению мало интересно обычному человеку, т.е. жизни жителей Самары, Тольятти обычно не касается. Вы можете развеять сегодня такое представление об этом комитете и доказать что комитет по местному самоуправлению – очень серьезная штука.

М: Я не стану развеивать это представление. Это беда нашего государства. Совсем недавно в АиФе была опубликована свежая статья А.И. Солженицина, к которому я отношусь с большим уважением и с которым мне Бог дал быть знакомым лично и переписываться по многим вопросам, я защитил докторскую диссертацию в этом году по местному самоуправлению и хочу отметить, что в этой статье верно написано, что у нас местное самоуправление находится в загоне, т.е. государство настолько закрутило везде гайки, настолько полномочия у органов местного самоуправления забраны, финансы забраны, бюджеты несоизмеримы, т.е. сколько денег существует в Москве, сколько денег в Субъекте Федерации и сколько на местах, что естественно большая часть вопросов решается наверху, но это неправильно. Я сторонник сильной президентской власти, сильного государства, но и развитого самоуправления граждан.

В: А как же завинчивание гаек?

М: На местном уровне, вопросы - чтобы у нас сосульки не убивали наших граждан, чтобы у нас свет горел в подъездах и т.д...

В: То есть Вы считаете, что во всем этом виновата вертикаль власти, что гайки закрутили, денег не дали?

М: В какой-то степени – да, это многолетнее отбивание у людей инициативы и основ самоуправления. У нас существуют «дутые» ТОСы, которые никто не выбирал, которые непонятно чем занимаются, а как только появляется где-то реальный, энергичный домовой комитет или какая-то организация жителей, которая начинает бороться за свой двор против застройки, собирается контролировать расходование средств, которые выделяются на ремонт этого дома - этим людям тут же начинают бить по рукам. И поэтому, естественно, вся законодательная база, которая существует, она подточена, чтобы обосновывать вот эту систему, когда у местного самоуправления нет финансов, нет ресурсов. Поэтому в какой то степени и комитет наш по местному самоуправлению зажат и находится на периферии реальных законодательных процессов, но это совершенно не значит, что мы не выходим с законодательными инициативами на федеральный уровень и не пытаемся ничего изменить.

В: А что вы предлагаете?

М: Дать больше финансовой самостоятельности на места, перераспределить бюджеты таким образом, чтобы на местах оставалось больше денег, а не только не подтвержденных финансами обязательств.

В: Представляете - больше самостоятельности у мэра города, это дает ему возможность как бы с высока поплевывать на то, что снизу.

М: Вы знаете, я не думаю, что В. В. Артяков хотел бы подменять Виктора Тархова, чтобы губернатор занимался сосульками, расчисткой улиц – это не правильно.

В: Но Вы же зажали деньги Тархову, сами сказали.

М: Я бы не считал, раз мы переходим в сферу вопросов Самары, что тот бардак, который мы видели этой зимой в городе – это следствие именно нехватки денежных средств. Мы знаем, как городская Дума и мэрия распоряжается бюджетом своим, что они находят деньги на увеличение информ-договоров со СМИ, на увеличение себе зарплат, штатов и т.д. Это не оправдывает нашу мэрию. Я говорю в целом о ситуации, которая сложилась в стране, с тем, что людей отодвигают от местного самоуправления. И я хочу сказать, что наличие органов местного самоуправления – мэра, например, депутатов, еще какого-то – не гарантирует реального самоуправления и учета мнения населения.

В: Кстати, вот сегодня на заседании комитета по местному самоуправлению обсуждался вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» о том, чтобы губернатор имел право по решению суда отстранять нерадивого главу муниципального образования. Депутаты как-то корректно отложили этот документ, почему мне это интересно, потому что в принципе об этом уже давно говорили.

М: В принципе вопрос правильный – отложили его по формальным признакам, поскольку поправка, которая вносилась в статью закона, которая называется «Ответственность органов местного самоуправления перед государством». А здесь речь идет о конфликтах внутри местного самоуправления. Скажем между думой и мэром. Такие конфликты были в Сызрани, такие конфликты были в Самаре, мы это знаем. Это ситуация когда мэр не подписывает закон, который приняли депутаты, есть решение суда, но он все равно его не подписывает. Я считаю, что этот законопроект правильный, действительно здесь государство и губернатор должны иметь возможность тех или иных руководителей муниципалитетов, которые не справляются со своими обязанностями отрешать от должности. Но оптимально делать это решение суда, а не руками губернатора.

В: Но это же можно сделать по любому признаку, даже формальному.

М: Нет. Там процедура сложная, должно быть решение суда. На самом деле норма эта в Федеральном законе уже есть, правовое управление Думы предлагало ее прописать более расширено.

В: Вы за то чтобы на территории Самарской области действовала эта норма закона, чтобы можно было увольнять с места работы мэров.

М: Более того, не только губернатор должен иметь право отрешать от должности мэров, но и население. Городская дума наша, мы знаем, может не собраться для исполнения решения суда и никто с ними ничего не сделает, а надо разгонять и думы за неисполнение решений суда, т.е. должна быть ответственность. Я хочу напомнить, что в Самаре два года назад велись дебаты вокруг проекта Устава города и я внес альтернативный проект устава в котором прописывалась ответственность не только депутатов и мэра города перед населением, но и чиновников, глав районных администраций, начальников ЖЭУ и т.д. Тогда этот проект посчитали слишком демократичным. Сейчас мы видим, что население начинает вновь и вновь ставить вопросы о том, что ответственность чиновников все-таки какая-то должна быть.

В: Вопросы телезрителей. Владимир Иванович спрашивает: «Когда будет принят закон «О коррупции»? Если не будет такого закона, считает Владимир Иванович, все национальные проекты не будут выполнены, так как только 10% денег доходит по назначению. Прокомментируйте, пожалуйста.

М: никогда такой закон в России не будет принят до тех пор, пока на верху сидят те люди, которые, ну вы понимаете о ком я говорю…Даже Президент В. В. Путин встречаясь вчера с представителями фракций на реплику Зюганова про коррупционные лапы, сказал что неплохо было бы начать отрубать эти лапы как в средневековье. Т.е. президент даже понимает эту ситуацию, но я думаю, что слишком серьезные корни пустили определенные силы в России.

В: Вы считаете, что не надо отрубать лапы, а надо сжигать в печах, да?

М: Надо показательно сажать. Не так как с Уткиным произошло. Я не хочу комментировать эту ситуацию, но когда Г. С. Лиманский здесь ушел от ответственности, а Уткин по сравнению с ним, выглядящий белой овечкой, получил срок… Вот совсем недавно прошли новости о том, что министр Адамов, бывший министр энергетики, получил срок 5 с половиной лет общего режима, за то, что украл несколько сотен миллионов долларов из бюджета РФ. А Уткину дали 7 с половиной лет строгого режима за дело, в котором его за руку никто не поймал, понимаете? Вот когда Адамову будут давать 25 лет строго режима с конфискацией имущества, тогда до нижнего уровня чиновников, мэров и т.д. эта коррупция в принципе распространяться не будет.

В: Раз мы заговорили об уголовных делах, все-таки я не могу обойти Самару. На данный момент главная тема для обсуждения – это уголовные дела по департаменту по управлению имуществом, по департаменту по строительству и архитектуре, вот мне интересно, чем вызван такой интерес правоохранительных органов и вообще власти, и власти ли, к г. Самаре и ее чиновникам? Сейчас разные мнения высказывают эксперты, одни говорят, что это объективная ситуация, другие говорят, что это идет выстраивание вертикали власти, другие говорят, что это сведение каких-то счетов. Мне интересно ваше мнение.

М: Я думаю, что это следствие той политики, которую в кадровом вопросе допустил Виктор Тархов, когда он раздал все ключевые должности представителям финансовых структур, которые помогали ему в ходе избрания мэром Самары. Естественно, если ты принимаешь на работу человека, который будучи директором фирмы где-инбудь в СОКе или в ВолгаПромГазе, или в какой-нибудь финансовой структуре Х  получал 10 тысяч долларов в месяц, а ты его приглашаешь на работу чиновником с зарплатой в 15 тысяч рублей, ты чего от него ждешь-то?

В: То есть, никакого выстраивания вертикали власти нет, есть объективная ситуация, которую создал сам мэр?

М: Мэр да, он ответственен, если не конкретно за эти дела (там пусть прокуратура разбирается), но он ответственен за то, что посадил вокруг себя вот этих людей, которые «дербанят» город. И когда я только вышел из кампании по выборам мэра Самары, где был соперником Виктора Тархова, многие меня обвиняли, что в период второго тура как Ильин не побежал на телевидение и не начал говорить, что я поддерживаю Тархова, давайте Лиманского гнать и т.д. Я действительно не стал его поддерживать по той причине, что мне известны были кадровые назначения, которые он собирается делать. Я прекрасно понимал, что он не будет руководить этим городом. Город должен быть отодвинут и от чиновничества коррумпированного и от финансовых структур, т.е. должна быть опора на государство. Люди, которые имеют связь с государством, должны обладать властью. Тархов совершил эту ошибку, раздав все посты представителям бизнеса, и теперь он пожинает эти плоды вот и все.

В: Но все равно странно выглядит, поскольку по всей стране взялись за мэров и уже давно, вы сами Уткина вспомнили, другие регионы, не будем перечислять все. Как-то очень странно выглядит и Самара, тоже город-милионник - исключение того, что власть пытается показать всем свое место?

М: Я не буду отрицать, что здесь может присутствовать определенный элемент попытки встроить Тархова в систему, дабы показать ему определенные правила игры. Но в тоже время ты не давай то за что тебя можно зацепить! Понимаете, когда муниципальное имущество продается по ценам в 6 раз ниже, это о чем говорит? Это говорит о том, что определенные люди, которые вложили в выборы деньги, хотят их вернуть. И идет выжимание соков из Самары, для того, чтобы вернуть эти миллионы долларов, которые были потрачены на то, чтобы захватить власть в городе. Сначала через городскую думу в 2004 году, когда большинство думы попало под контроль финансовых структур, потом через выборы мэра. Я думаю, что это будет закономерный процесс, что вся эта компания, я имею ввиду Тархов, Ильин и все остальные, которые сплелись между собой в единую команду по управлению городом под лозунгом «высоко-квалифицированных менеджеров», «антикризисных управляющих» и т.д., они сначала проиграют выборы в городскую Думу в 2009 году, а потом и в 2011 году выборы мэра.

В: Давайте, чтобы закруглить эту тему, сегодня один из экспертов заявил, что 1 мая мэр Самары уйдет со своего поста. Каковы ваши прогнозы? И если да, то какой человек может появиться на его месте?

М: Мне бы не хотелось (может кто-то посчитает, что я не искренен, поскольку я все-таки соперник Тархова был на выборах мэра), но мне не хотелось бы, чтобы Тархов досрочно ушел со своего поста. Я по-человечески к нему отношусь нормально, я ему даже помогал на выборах губернатора в 2000-м году, но он проявил определенную слабину. Мне кажется, он сейчас может взять власть в городе в свои руки, заменить этих аффилированных руководителей районных администраций, руководителей департаментов и т.д. Ведь Самара обладает гигантским кадровым потенциалом, почти полуторамиллионный город, неужели невозможно найти специалистов по строительству, архитектуре, финансам, управлении городским хозяйством?! Огромное количество людей! Ты обратись к людям, приди в конце концов к Губернатору, если ты видишь, что такая политика идет, и договорись о том, что давайте вместе поднимать этот город из руин, давайте дороги строить, давайте чтобы сосульки не падали, мне для этого нужно вот это, это и это. Дайте людей, чтобы не отдавать эти должности непонятно кому. Он в состоянии это сделать, поэтому я хотел бы, чтобы он доработал свой срок, поскольку люди за него голосовали и соответственно его наняли на эту должность, а сбежать сейчас это самый простой способ.

В: Понятно, закрываем тему. Записки телезрителей: «Создается ТСЖ, в которое входят владельцы приватизированных квартир, должны ли те, у кого муниципальные квартиры тоже платить деньги за квартплату и коммунальные платежи?»

М: Если ТСЖ создано большинством голосов, т.е. как минимум 51% голосов набрали для создания ТСЖ, то оставшиеся 49% по закону должны подчиниться.

В: Поскольку вы депутат от Самары (Светлана, ул. Мяги спрашивает) когда будет окончательно решен вопрос с общежитиями, мы семья из 3-х человек должны платить только за электричество 1500 рублей, а условия желают оставлять лучшего.

М: Очень важный вопрос. У меня в округе сгорел дом на ул. Луначарского, 24 и 100 семей живут сейчас в Кировском районе в общежитии, они платят там такие бешеные деньги, которые им и не снились, потому что с людей берут за койко-место, за электричество, коммунальные услуги и т.д. Мне кажется, что бывший депутат Петров Петр Николаевич, который возглавляет МУП по содержанию и эксплуатации общежитий, нормальный мужик, афганец, ну вообще не плохой человек, но… как-то надо здесь выходить с инициативами. Не могут люди. …Я сам родился в общежитии, поэтому я прекрасно знаю положение людей, которые живут в общежитии… Не могут они платить такие деньги, которые с них собирают.

В: «Вам Бог в руки дал карты решать эти вопросы, работая с городской властью. Я недавно стала пенсионеркой, у меня 30 лет стажа, заговорили о ветеранах труда Самарской области, так как училась в Москве, чем Москва хуже Самары, это какая то дискриминация. Разве мы виноваты что в свое время не получили звание ветеранов труда федерального значения ведь таких людей очень много?»

М: Знаете, уважаемая телезрительница, не хочу вас обижать, но если мы нарушим этот принцип, то тогда мы будем должны всех жителей РФ сделать за счет бюджета Самарской области ветеранами Самарской области. Поймите, итак Губернская Дума, Губернатор пошли на очень серьезный шаг навстречу, такого нет ни в одном субъекте Федерации, мы дополнительно создали это звание и сейчас постоянно совершенствуем, по женам военнослужащих, по людям которые были призваны с территории Самарской области, служили в другой, потом возвращаются обратно, т.е., чтобы эти периоды вошли в стаж, мы работаем над этим. Но сам факт того, что я родилась в Куйбышеве, 20 проработала на севере, отдавала родине свой долг, а потом на пенсии я вернулась обратно и хочу, чтобы меня еще и в ветераны труда Самарской области взяли, к сожалению, здесь невозможно учесть всех.

В: И еще: «О сосульках говорили в начале, в советские времена, если на предприятии нарушалась техника безопасности и вследствие случалось что-то, погибал человек, то отвечал главный инженер – суд, штраф, тюрьма, а почему же за сосульки, погибло 6 человек, Тархов не отвечает, а устроил всем разгон пир прокуратуре». Мне интересно ваше мнение – мэр виноват или люди, которые занимаются исполнением?

М: Виноват мэр, причем не только этот мэр, но и предыдущий мэр, потому что долгие годы разваливали эту систему, и сейчас, конечно, за один день ее не восстановишь.

В: Последняя записка была о том, как попасть к вам на прием.

М: Прием проходит в общественной приемной Октябрьского района, ул. Ново-Садовая, 19 каждую среду с 9.00 до 12.00.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Фото П.Воробьева
Наш баннер
Михаил Матвеев. Официальный сайт