Михаил Матвеев. Официальный сайт

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ГЛАВНАЯ СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ Выступление Михаила Матвеева на семинаре НКО «Фонд реформирования ЖКХ – это касается каждого» (24 января 2008 г.)

Выступление Михаила Матвеева на семинаре НКО «Фонд реформирования ЖКХ – это касается каждого» (24 января 2008 г.)

Печать

Михаил Николаевич Матвеев, депутат Самарской Губернской Думы:
Если вы помните, вторая книга Ильфа и Петрова «Золотой Теленок» заканчивается тем, что Остап Бендер не сумел перейти Румынскую границу, его ободрали там как липку, и он в сердцах сказал: «Ну что ж миллионера из меня не получилось, придется переквалифицироваться в домоуправы». На самом деле ЖКХ - такая отрасль, хотя о ней и говорят, что там и денег нет, и вообще расстрельная такая должность «домоуправ» на которую никто не пойдет, но самом деле это очень выгодный бизнес, и, несмотря на то, что здесь прозвучало, о том,  что крупный бизнес не идет в эту отрасль, на самом деле, то, что сейчас происходит на примере г. Самары говорит об обратно – идет попытка монополизировать  эту отрасль со стороны одной конкретной финансово-промышленной группы, которой афеллирована компания «ПТС-Сервис», которая выигрывает все тендеры и конкурсы, и по сути дела  создается как дополнительная прослойка, поскольку те ЖЭУ и прочие подрядные организации которые обслуживали жилой фонд – они все остаются на местах, но над ними получается определенная структура, которая будет собирать деньги.
 
При этом в тех объяснениях, которые звучат со стороны руководства города, (я правда не уверен, что у нас есть руководство города: судя по сегодняшнему дню, можно предположить, что одного снегопада достаточно, чтобы показать, что власти в городе нет вообще). Так вот руководство города успокаивает жителей тем, что они придумали, гениальный способ защиты жителей, создав муниципальное предприятие «Единый расчетный центр», который, будет аккумулировать платежи за коммунальные услуги и платить их энергетикам.

Это легко объяснимо точно также, потому что «Самара-Энерго» является по сути  дела структурным подразделением той же финансово-промышленной группы, и поэтому они коренным образом заинтересованы, чтобы долгов перед «Самара-Энерго» не было.

То, что сейчас происходит в сфере ЖКХ меня очень сильно, настораживает.

Вот наш семинар называется «Фонд содействия реформирования ЖКХ - это касается каждого». На самом деле, значит, этот широко разрекламированный закон, который начался с Послания президента, и  после которого возникли мощные ожидания по всей стране, что сейчас будут выделены деньги на капитальный ремонт, так вот на самом деле он касается  у нас только 3,3% жителей Самарской области, я только что с калькулятором посчитал. Согласно планам нашего министерства областного ЖКХ по этой программе будет отремонтировано 800 домов, жилой фонд Самарской области 24000 домов, т.е. 800 домов из 24000 – это 3,3% домов. А шум стоит по всей Самарской области! Везде семинары, везде рассуждения, газеты полны публикациями, что деньги выделяются, что сейчас вот-вот они пойдут, и мои избиратели, каждый второй, кто приходит ко мне  на прием, задают мне вопрос: «Ну мы то, надеемся, попадем в эту программу? Нас то отремонтируют?»

Я депутат от Октябрьского района,  и наша районная администрация передала в эту адресную программу 17 домов. Передала она их давным-давно, еще в июле 2007 года, не согласовывая ни с кем, в том числе и со мной, как с депутатом, который должен будет проголосовать здесь, в Губернской Думе, за принятие данной программы. Что это за дома – никто не знает. Вот хорошо, спасибо, что Виктор Иванович Часовских сказал, что в «Волжской коммуне» список был опубликован 25 декабря 2007 года, обязательно посмотрю, кто эти счастливчики. Но при этом проблема, которая существует, как мне кажется, в том и заключается - в названии нашего семинара. То есть необходимо, чтобы эта программа капитального ремонта жилого фонда, которая принимается сейчас в России в Самарской области, она действительно касалась каждого, или по крайней мере, значимой части нашего общества, а не 3,3%. Когда Губернатором был еще К. А. Титов, я встречался с ним один раз с просьбой разработки областной целевой программы капитального ремонта жилого фонда Самарской области. Это было одним из главных моментов моей программы, когда я шел в Губернскую Думу и поэтому  первое, с чего я  начал – стал поднимать этот вопрос. Мне Титов сказал, что это - ответственность муниципалитетов и поэтому пусть они сами занимаются капремонтом. В итоге, такой позиции в бюджете Самарской области на протяжении многих-многих лет на отрасль ЖКХ выделялось не больше 2% расходной части, при чем эти 2% шли не на капитальный ремонт жилого фонда, а на другие объекты, строительство каких-то подстанций и т.д.

Когда губернатором стал В.В. Артяков, я добился встречи с ним, и начал ему объяснять тоже самое, что необходимо принятие программы капитального ремонта и т.д. В ответ я услышал, что существует  сейчас федеральная программа «Фонд реформирования ЖКХ» и, соответственно, в рамках этой федеральной программы мы будем принимать свою областную подпрограмму. Сейчас мы дождались выхода этой подпрограммы, но в результате увидели, что она касается 3, 3% домов.

Конечно принятие этой программы даст определенный толчок, облагодетельствует в моем конкретно избирательном округе 17 домов из 300, которые нуждаются в капитальном ремонте, но при этом вызовет и очень бурный мыслительный процесс в нашем обществе, так как общество будет разделено на 3% счастливчиков и 97% несчастных. По этой программе будет выделено в среднем около 7 млн. рублей на дом. Это приличная сумма, которая позволяет действительно нормально отремонтировать дом, чтобы он в последующие лет 15-20 функционировал без каких-либо вмешательств аварийных служб! Кровлю сделать, трубы поменять, фасад… Но все остальные дома, которые будут стоять рядом, они все рухнут? В этом есть, уже сейчас наблюдается, ужасная опасность появления этой программы. Она заключается в том, что вместо ожидаемого народом после Послания Президента массового капремонта, мы делаем точечный, разделяющий общество, но не решающий проблемы в целом. Теперь о втором следствии программы. Когда мы принимали областной бюджет на 3 года, я начал бить тревогу по поводу того, что в нем вообще не заложены средства на капитальный ремонт по Фонду реформирования ЖКХ, соответственно получалось, будто мы не собираемся участвовать в этой программе. Мне было заявлении министром финансов Ивановым о том, что мы будем перераспределять эти деньги с других статей. Вот сейчас примем эту программу, а потом, в рамках статей, которые существуют, будем выдергивать от туда средства на то, чтобы предоставить свою долю софинансирования. У нас есть несколько программ «Жилище», и т.д. которые тоже не на пустом месте существуют, т.е. там существуют определенные обязательства, ответственность определенная перед областью, перед конкретными людьми, которые ждут, что что-то по этой программе будет сделано. А сейчас выдергиваются оттуда на другую программу деньги, то же самое будет происходить и на муниципальном уровне.

Вот представим себе ситуацию: есть некая сумма в неком муниципалитете, допустим 100 млн. рублей, которые они могут, как-то выделить на латание дыр в ЖКХ. Вот они 100 млн. рублей в год выделяют, из 100 млн.рублей там, где-то что-то лопнуло, взорвалось - они что-то подделали, где труба порвалась - они там что-то подделали, где-то через суд жители выиграли ремонт кровли - там залатали над одним подъездом, короче, что-то делают – поддерживают ЖКХ, на эти 100 млн. рублей. Теперь им говорят: «Муниципалитет! Имейте в виду, у нас есть Фонд реформирования ЖКХ, вы там должны свою долю софинансирования заложить!» Что они делают? У них есть эти 100 млн. рублей, они из этих 100 млн.рублей, допустим, 40 млн. сдергивают, и записывают их как свою часть софинансирования этой программы - на эти «17 домов». Потому, что согласно этому федеральному закону доля федерации, доля субъекта, доля муниципалитета и 5% - деньги собственников, откуда они это берут? Они берут из бюджета уже поделенного, сдергивают со всего города, области, со всех 24000 домов, которые существуют. С них будут сдернуты деньги на эти 3,3% для того, чтобы выполнить свои обязательства перед федеральным центром!

Это говорит о том, что в тех домах, которые сейчас существуют на уровне латания дыр, ситуация в них еще усугубится, потому, что для того чтобы ситуация не усугублялась нужно чтобы было заложено 140 млн. рублей, то есть 100 млн. остается как есть, а 40 млн. мы добавляем в Фонд реформирования ЖКХ. А еще лучше, чтобы было заложено 200 млн. рублей, тогда можно хоть какую-то динамику видеть развития, чтобы что-то больше ремонтироваться началось.

И здесь существует достаточно серьезная ситуация, связанная с политическим выбором власти. Дело в том, что, несмотря на вступление Жилищного кодекса  в действие, никто не лишает права бюджеты: и областной бюджет, и муниципальный, по-прежнему выделять деньги на ремонт домов, в которых ТСЖ создано, и в которых ЖСК существуют, и в которых не созданы которые бывшие муниципальные, дома в которых определили какую-то управляющую компанию, во все! Для этого нужно только принять соответствующий нормативный акт, который дает возможность выделять эти деньги.

Но сейчас ведется соответствующая компания, она ведется на тему того, что «вот началась реформа, мы, власть теперь вроде не причем. Вот как здесь объясняли: есть переписка «за 3 года» где какие-то ответы были -  «отремонтируем до такого-то», а теперь в КЖКХ говорят: «извините нас ликвидировали». На самом деле, насколько я консультировался с юристами,  это незаконно. То есть: существует определенный долг, этот долг необходимо отдать, и соответственно, можно по-прежнему взыскивать его через суд, налагать ответственность, чтобы муниципалитет продолжал финансировать, выполнять эти обязательства по вашей бумаге, которая датирована прошлым годом, поскольку они не передали дом по акту приемки и сдачи. Вот если бы была другая ситуация, был акт сдачи-приемки: вот Администрация и КЖКХ, вот управляющая компания: «я принимаю этот дом, претензий не имею». Тогда да, можно было бы сказать, что правопреемником долгов является управляющая компания, а так -  это твои невыполненные обязательства, поэтому ты должен по-прежнему их выполнять.

Возникает вопрос: кто является ответчиком в данном судебном иске? Я понимаю так, что ответчиком в ситуации ликвидирования КЖКХ района является районная администрация, поскольку КЖКХ района являлось структурным подразделением районной администрации и администрация никуда не делась. Если завтра г-н Тархов ликвидирует районные администрации, соответственно ответчиком будет городская администрация.

Несколько слов по поводу самой программы Фонда реформирования ЖКХ. Здесь было отмечено несколько «узких мест», которые были обнаружены нашей рабочей группой под руководством Виктора Ивановича Часовских и Надежда Ивановна Курпатова мне об этом говорила - по поводу того, что Фонд, по сути дела, запрещает выделение денег на те дома, где управляющие компании были назначены, а не были выбраны по конкурсу – это первое узкое место.

Второе – Жилищный кодекс подразумевает 3 формы управления многоквартирным домом, в том числе – непосредственное управление, а Фонд содействия реформированию ЖКХ говорит только о двух, т.е. непосредственное управление игнорируется. При том, что в некоторых субъектах Федерации, до 40% выбрали эту форму управления  - непосредственное управление.  Таким образом, нарушаются конституционные права граждан, равенство различных форм управления.

По данному вопросу, по этим двум моментам я подготовил законодательные инициативы, которые должны были быть отправлены от Губернской Думы в Государственную для внесения поправок в этот закон. Пока, к сожалению, все это находится в подвешенном состоянии, потому что наш комитет по строительству и ЖКХ работает, с моей точки зрения, не генерируя какие-то инициативы правительству, а в ожидании, что оттуда спустится, поэтому я направил их также и министру Донскому.

Кроме того, я внес два других предложения: расширить деньги, которые будут выделены  областью,  чтобы в целом на Самарскую область было выделено не 5 млрд. рублей, а 25 млрд. рублей, к примеру. А если это невозможно – все равно расширить адресную программу в 3 – 4 раза, с тем, чтобы было задействовано в ремонте не 3,3% домов, а хотя бы 15%. Иными словами, я предложил уменьшить суммы денег, которые выделяются на каждый дом с 6,7 млн. руб. до 1,6 млн. руб.

На это мое предложение пришел ответ из министерства о том, что это нецелесообразно, потому что нельзя хорошо отремонтировать дом на 1,6 млн.руб. Я согласен, что нельзя сделать из него «конфетку», но все же можно решить на эти 1,6 млн. какие-то важные вопросы, допустим систему отопления в доме сменить капитально, или сделать кровлю полностью капитально, но тогда можно будет сделать не 800 домов, а 4000 домов, и это будет хоть каким-то образом отвечать представлениям о социальной справедливости. Я не предлагаю «все отнять и поделить» и тонким слоем размазать каждому дому по 100 рублей, но хотя бы как-то расширить программу, иначе она вызовет социальный взрыв.

Второе предложение было связано с тем, чтобы муниципальная адресная программа, которая муниципалитетами передается, в обязательном порядке согласовывалась с депутатами. Потому что я тоже воспринимаю себя как представитель общественности, меня не делегировала в депутаты какая то там финансово-промышленная группа или политическая партия, я представляю конкретный район - Октябрьский, и поэтому, естественно чувствуешь себя пустым местом, когда мимо тебя какие-то списки проходят, а твоя задача здесь только не кнопку нажать. Я не буду на эту кнопку нажимать ни при каких обстоятельствах до тех пор, пока у меня не будет возможности скорректировать этот список, с учетом просьб избирателей. На это ответ пришел тоже отрицательный: вот у нас есть некая группа в правительстве, и в эту группу входит представитель этого комитета нашего ЖКХ, и вот он собой там и будет осуществлять некий общий депутатский надзор, а остальным здесь делать нечего – как видите, здесь очень много существует вопросов, я считаю, что та программа, которая сейчас у нас в Самарской области принимается, должна быть скорректирована.

Вопрос уже конечно «ушел», но для сведения скажу, что когда с В.В. Артяковым я встречался, я ему предложил принятие несколько иной программы капитального ремонта жилого фонда Самарской области, которая бы не строилась бы по принципу просто части федеральной программы, а которая была бы программой, которая должна была создать условия для того, чтобы заработала реформа, которая проводится в России, на территории Самарской области. Под этими условиями я подразумевал 3 момента:

Первое: То, что капитальный ремонт должен предшествовать созданию ТСЖ в доме, т.е. сначала капитальный ремонт, потом ТСЖ, а не так как сейчас все поставлено соответственно с ног на голову, сначала вы создайте ТСЖ, а потом будете иметь право получить деньги на капитальный ремонт. (аплодисменты)

Второе: Мощная программа создания управляющих кадров, то о чем говорил Виктор Иванович, т.е. это должна быть массовая программа, не просто 3 млн. руб. выделить. Это гигантская работа для того, чтобы создать управленцев хотя бы на уровне председателя ТСЖ и бухгалтера. – тысячи таких управленцев, Ане отдавать все Остапам Бендерам. (аплодисменты)

Третье:  Создание конкурентной среды на рынке управляющих компаний, в том числе и за счет создания управляющих компаний с государственным участием. (аплодисменты)

Вот если бы эти три момента они предшествовали реформе, тогда все остальное происходило намного лучше. К сожалению, пока не знаю в каком направлении будет развиваться ситуация с этой программой, но могу сказать, что в принципе, сейчас идет тенденция по сбрасыванию ответственности государства в отрасли ЖКХ. Я в одном интервью уже говорил, что это увязывается в некую логику приватизации,  которая проводилась в начале 90-х годов. Тогда все думы, горсоветы, областной совет, горисполком - у них голова с утра до вечера болела об одном: «Нету сахара», «Насколько дней в Куйбышеве хватит продуктов?», «карточки кому выделили, ком не выделили»  и т.д.. То есть органы власти занимались снабжением продуктов питания, это вопрос №1 был, он заслонял все остальные. Тогда власть решила этот вопрос очень просто - приватизировала всю эту отрасль, и вот частники сами как-то пооткрывали киоски, магазины, потом началась между ними конкуренция, цены стали выравниваться, и теперь, если у тебя есть деньги – покупай что хочешь,  завались всего, и власть вообще не занимается вопросами есть колбаса в Самаре или нет колбасы в Самаре.

Вот они думают, что в отрасли ЖКХ будет тоже самое, т.е. мы сейчас из этой отрасли уходим, появляется управляющая компания, какая-то обанкротится, какая-то кого-то «кинет», но постепенно через этот дикий период становления этого рынка мы придем к тому, что все в ЖКХ будет вращаться само собой, люди сами каким то образом свои проблемы будут решать. Я думаю - так не получится. По той простой причине, что отрасль ЖКХ напрямую связана с жизнью и здоровьем миллионов людей, если государство не будет в этой отрасли участвовать, это приведет к очень мощному социальному взрыву.

Я вижу своей задачей, чтобы такого взрыва не было, потому, что я, вообще то, не являюсь сторонником революции, потому, что я знаю, что наш народ русский только выведи на улицы, а уж обратно его потом не убрать. Поэтому, считаю, что сейчас самая главная задача это формирование широко общественного мнения и некого широкого общественного движения (не в форме создания какого то там движения или еще чего-то). Вспомните ситуацию с монетизацией льгот, люди заявляли о своем несогласии, власть вынуждена была этот закон скорректировать. Поэтому и сейчас, мне кажется очень важно, чтобы вы, как определенные активисты, люди заинтересованные и искренне переживающие эту ситуацию по отношению к конкретному своему дому, но и в целом по отношению к городу, области, не боялись и выражали свое мнение конкретно. И если и существует какая то проблема - то и достаточно критично, потому что если у людей, которые ответственны сейчас за принятие этой программы на федеральном уровне, на областном уровне, будет ощущение, что все идет нормально  за исключением отдельных «недовольных» - ну вот Матвеев вышел «попиарился» на заседании думы, вроде как, и сел, а на самом деле проблемы такой не существует, то ничего они менять не будут.

Надо, чтобы об этом говорил весь народ, если это будет происходить, власть будет вынуждена перераспределять денежные потоки как надо. Закончу цитатой Президента. Это очень полезная вещь - периодически цитировать действующего Президента чиновникам, так вот - когда Президент в своем Послании говорил о том, что необходимо выделять деньги на капитальный ремонт, он сказал, что ответственность, несмотря на разные уровни власти, ответственность за капитальный ремонт жилого фонда никто не снимал ни с региональных, ни с местных властей. При этом он привел статистику, что бюджеты местные, несмотря на то, что говорят, что Федерация все обдирает, бюджеты местные за последние несколько лет выросли в шесть раз, и при этом вопрос определения в них приоритетов никак не изменился, т.е. есть определенные доли расходов на чиновников, на образование, есть определенная доля на ЖКХ, вот эти пропорции остались прежними, просто денег стало больше. И власть должна изменить приоритеты в сторону ЖКХ, то есть если у нас в бюджете области 2% закладывалось на ЖКХ, то должно быть допустим 10% (раз идет реформа), реформа закончится - сделаем 6%, к примеру и т.д. То же самое на местном уровне, думаю так, что государственной задачей является именно участие государства в отрасли ЖКХ, а не сбрасывание проблем на плечи людей.

К сожалению, у нас развитие в стране идет через кризис, но скажу как человек, который много вопросами самоуправления занимается - не от хорошей жизни, но люди будут вынуждены сейчас объединятся, и это хорошо. Большая проблема, и вот чем мы отличаемся от Дании, которую тут приводили в пример, где тоже проходила реформа, что в Дании не было 70 лет советской власти, и соответственно не произошла смена формаций. А у нас произошла смена формаций полностью, но люди привыкли жить по прежнему, что государство что-то тебе должно, а государство считает, что никому уже ничего не должно! И поэтому для того, чтобы защитить свои права, люди вынуждены будут объединятся. До последнего момента многие не знали соседа по лестничной клетке, не то что бы там в соседнем подъезде. Как в этих условиях провести какое то собрание? Определить, что вот дядя Вася будет нашим председателем? Да я, вроде, этого дядю Васю не знаю», Да он же в соседнем подъезде у тебя живет! Сейчас через кризисы, через банкротство управляющих компаний, через замороженные целые микрорайоны люди вынуждены будут знакомиться со своими соседями для того, чтобы решать общие проблемы, создавать какие то домовые комитеты, идти куда то, стучать кулаком. По пословице: не было счастья, да несчастье помогло.

И мы должны воспользоваться этим моментом для создания реальных институтов самоуправления народа на базе ТСЖ, домовых комитетов, ТОСов (хотя я их не люблю), не важно чего угодно, но мы должны объединятся. Поэтому я призываю к чему: вот у нас Вера Трофимовна Романюк, присутствующая здесь, возглавляет ассоциацию – как она у Вас правильно называется? Я не знаю на базе этой ли организации, другой, но необходимо создавать при участии Виктора Ивановича, некую ассоциацию ТСЖи других институтов самоуправления в ЖКХ и через этот форум создавать некие «ячейки самообороны», как мужчина здесь один сказал по отношению к власти, определенного тарана, который должен ситуацию в ЖКХ «пробивать». Потому, что сами по себе депутаты законы не принимают. Они принимают, когда есть какая-нибудь необходимость, общественный заказ. Поскольку Дума является коллегиальным органом, здесь ты хоть здесь лезгинку танцуй, хоть самосожжением занимайся, но у тебя не будет возможности дважды проголосовать. То есть надо убеждать других депутатов, а поскольку депутаты все между собой разобщены - один член КПРФ, другой ЕР, третий там еще что-то, поэтому по определению им надо показывать друг другу фиги. Если выступает коммунист с какой-то нормальной инициативой, значит единоросы ни в коем случае не должны поддержать - зачем единоросам давать коммунистам пиариться, тем более у нас все время выборы. Если выступает ЕР где-то, то фигу ей в карман, потому что «мы коммунисты», и этот раздрай партийных приводит к тому, что депутатам между собой труднее договориться, чем народу в целом, избирателям в целом, надавить на весь депутатский корпус. Тогда вынуждена будет власть и законодательная и исполнительная корректировать те законы, которые принимаются. Вот, собственно, все, что я хотел сказать. (аплодисменты)

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Фото П.Воробьева
Наш баннер
Михаил Матвеев. Официальный сайт