Михаил Матвеев. Официальный сайт

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ГЛАВНАЯ СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ Пресс-конференция Михаила Матвеева в ИД «Коммерсантъ-Волга» 16 февраля 2008 г.

Пресс-конференция Михаила Матвеева в ИД «Коммерсантъ-Волга» 16 февраля 2008 г.

Печать

Андрей Фёдоров: Господа! Сегодняшняя пресс-конференция посвящена ситуации, сложившейся вокруг довыборов в Самарскую городскую Думу. Нам представляется небезынтересным то, что происходит сейчас вокруг этого процесса в политическом спектре, поэтому мы пригласили господина Матвеева, как одного из инициаторов разбирательств, идущих сейчас и в судах, и в информационном поле, в СМИ вокруг этого, с тем, чтобы он пояснил свое видение проблемы и ответил на возникающие вопросы журналистов. Прошу, слово депутату Самарской Губернской Думы Михаилу Матвееву.

Михаил Матвеев: Уважаемые коллеги, вы знаете, что 10 января состоялось решение областного суда, в соответствии с которым Думу Самары обязали до 18 января, т.е. до ближайшей пятницы, назначить довыборы в городскую Думу по 5 округам. В соответствии с той формулой, которая предписана областным судом, получается, что выборы должны состояться либо в первое, либо во второе воскресенье апреля. При этом до настоящего момента, несмотря на то, что в ход уже вступили судебные приставы, Думой городского округа не предпринимаются никаких действий для того, чтобы это заседание состоялось. Поэтому мной подано сегодня заявление о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц думы г.о. Самара по ст. 315 УК «Неисполнение решения суда». Основанием для того, чтобы предполагать, что Дума взяла курс на неисполнение решения суда, является следующее: сегодня на 17 часов назначен Совет Думы, который должен принять решение о проведении внеочередного заседания Думы. При этом из 15 депутатов городской Думы, с которыми мне удалось переговорить вчера и сегодня, только 1 человеку было сообщено, что может пройти такое заседание. Более того, ряд депутатов городской Думы на условиях конфиденциальности сообщили мне о том, что принято негласное решение по срыву кворума, т.е. чтобы заседание 18-го числа, если оно действительно будет созвано, не состоялось. (Заседание Думы 18 января 2008 г. действительно не состоялось из-за отсутствия кворума - прим.ред.)

Всё это говорит о том, что было установлено, что своим бездействием и невыполнением предписаний закона и Дума городского округа Самара и избирательная комиссия фактически нарушили конституционные права 125 тысяч избирателей. При этом ряд людей цинично и нагло считают, что их положение, вес, связи и всё остальное находится выше закона, и это даёт им основание для того, чтобы с ухмылкой в зале суда, буквально после прочтения решения о назначении этих довыборов сообщать, что никакие довыборы не состоятся.

Я хотел бы в двух  словах высказать свою позицию в отношении того, что, как я полагаю, является причиной той ситуации, которая сейчас складывается в Самаре, и какие это может иметь последствия. Причинами этого является тот расклад сил, скажем, который образовался в городской Думе после того, как произошло 2 важных события политических.

Первое: был избран новый мэр города – Виктор Тархов, и, соответственно, в городской Думе появляется новый центр притяжения, т.е. новый центр влияния – это Виктор Тархов, который, несмотря на свою зависимость известную от ряда финансовых и политических структур, которые поддерживали его в ходе выборной кампании мэра, объективно, как действующий политик и как мэр города заинтересован в проведении самостоятельной политики, в том числе и через городскую Думу. Известно, что существуют определённые противоречия. Уже на данном этапе они видны между финансовыми группами, которые контролируют городскую Думу, и самим Тарховым. Эти противоречия приводят к тому, что уже дважды стал невозможным созыв Думы по инициативе Главы города и включение в повестку дня вопросов, которые были им инициированы, в частности вопроса о принятии программы ветхого жилья. Это говорит о том, что на самом деле люди, которые контролируют городскую Думу, прекрасно понимают, что монолитного единства, которое при расколе на 2 лагеря – «большевиков» и «меньшевиков», она ушла в прошлое, и сейчас конфигурация намного более сложна. Депутатское большинство уже не представляет из себя единого боеспособного корпуса в 24-26 голосов. В лучшем случае там контролируется порядка 18 голосов, что является критической ситуацией, в том числе и для принятия различных политических решений, кадровых решений. Появление пяти новых депутатов, которые могут образовать какую-то новую коалицию с существующими депутатами, может привести к значительному обновлению и руководства Думы, и той политики, которую она проводит.

Следствия могут произойти в результате отмены выборов. Дело в том, что схема, которая была сейчас опробована, а я думаю, самое подходящее для нее слово – это провокация, это некая разработка юристов и политтехнологов, которая опробована впервые в Самаре, исходя из узкокорпоративных интересов 1-2 финансово-промышленных групп. И она, конечно, носит применение исходя исключительно из местных условий. Но поскольку брошен вызов самому федеральному законодательству и судебной системе, то сейчас и федеральное законодательство, и судебная система проходят период испытания. Если сейчас выяснится, что в результате ряда комбинаций по задействованию избирательной комиссии, отчасти прокуратуры и каких-то других надзорных органов можно сорвать проведение выборов, и это решение устоится в  судах,  то таким образом этот прецедент станет моделью, по которой  можно будет отменять выборы в любом регионе РФ.  Поэтому очень важно, чтобы решение суда, которое было принято десятого числа, чтобы оно действительно устоялось, и не было обжаловано.

При этом я хочу отметить некоторые политические особенности того, каким образом эта провокация в Самаре разворачивалась.

Дело в том, что никому, кроме 2-3 конкретных политиков внутри городской Думы и за её пределами, которые представляют собой финансовые структуры, которые в своё время провели в городскую Думу депутатов, никому кроме них нет необходимости срывать довыборы. Более того, я хочу сказать, что существует значительное количество сил, причём разных, относящихся к разным лагерям, которые заинтересованы в обновлении городской Думы Самары. При этом в тот момент, когда городская прокуратура, областная избирательная комиссия, городская избирательная комиссия, структуры, которые связаны с работой исполнительных органов власти, в тот момент, когда было ещё возможно вмешаться в ситуацию и сделать так, чтобы выборы всё-таки состоялись в назначенный срок, т.е. 2-го марта, они все бездействовали. А совмещение выборов на 2 марта, безусловно, было бы самым логичным вариантом и имело бы под собой массу плюсов. Назову только два: экономия бюджетных средств и значительное повышение явки, как на президентских выборах, так и для более легитимного мандата депутатов. Понятно, что на президентские выборы явка бывает более 50%, и, соответственно, такую явку получить на выборы городских депутатов фактически невозможно, и поэтому эти два аргумента – экономия бюджетных средств и высокая явка – они были достаточно существенны.  Так вот в этот момент все эти надзирающие органы бездействовали.

Поскольку я участвовал практически в качестве тарана, для того чтобы эту ситуацию пробить, и обратил первым внимание на ту ловушку, которая была расставлена городской Думой, назначившей выборы незаконно, на 1 день позже, мне приходилось общаться с большим количеством людей, которые имеют отношение к этому процессу. И практически от каждого второго я слышал один из мифов, который был спешно реализован в отношении довыборов в городскую Думу, а именно о том, что за решением сорвать довыборы в городскую Думу Самары якобы стоит чуть ли не лично Губернатор Владимир Артяков, и это является, якобы, определяющим фактором к тому, что контролирующие органы, которые должны провести, включиться в эту борьбу, защитить конституционные права 125 тысяч избирателей, бездействовали. Данное заявление, я полагаю, не подкрепляется ничем. Я считаю, больше чем, уверен в том, что Губернатор Артяков, несмотря на то, что он не является представителем муниципального уровня власти, он не менее других жителей Самары заинтересован в обновлении СГД. Было очень удивительно видеть, что этот миф начал проникать не только в какую-то около политическую среду, но стал уже чуть ли не фактором политического прикрытия этих самых финансово-промышленных групп. То есть оказалась достаточно удивительная ситуация, когда фактически по слухам и мнению ряда людей получалось так, что Губернатор Артяков едва ли не работает на группу «СОК» и осуществляет политическое прикрытие вот этой провокации по срыву довыборов в городскую Думу. Это абсолютный бред, и более того, я считаю, что в данном случае спекулирование именем Губернатора является достаточно ярким проявлением того, что ФПГ, которые демонстрировали последние полгода свою псевдоудалённость на значительное расстояние от политики, на самом деле грубейшим образом вмешиваются в политическую жизнь города и области. Не закопали они никакого топора войны, и фактически все действия, которые были произведены в последние 3 месяца, начиная с первой попытки назначить довыборы в октябре прошлого года на период парламентской кампании, они все свидетельствуют о том, что в реальности по прежнему с их стороны существует в скрытом виде борьба за власть, борьба за контроль в городе.

Это я считаю достаточно опасным проявлением, которое свидетельствует о нежелании ряда политиков, а конкретно некоторых влиятельных депутатов Губернской Думы, которые ныряли в кабинеты различных прокуроров для того, чтобы обосновать им необходимость невмешательства в процесс срыва выборов, ряда должностных лиц избирательных комиссий, городской Думы, нежелании этих людей работать в цивилизованных условиях, в условиях удаления бизнеса из политики, в тех условиях, которые сейчас являются государственной политикой и которые связаны в значительной степени с именем Президента Владимира Путина. Вот это стремление продолжать на местном уровне переигрывать те или иные решения, в том числе игнорировать судебные решения, является очень опасными, и поэтому я считаю, что в данный момент необходимо, пока ещё есть 2 дня до назначения этих довыборов, предпринять все необходимые усилия для того, чтобы те органы, которые ответственны за это, и в том числе журналистское сообщество как четвёртая власть, сформировали определённое понимание того, что на территории города Самара и Самарской области не должна нарушаться ни Конституция, ни судебные решения. Готов ответить на все ваши вопросы.

Телекомпания «РИО»: Вы сказали, что в ход уже вступили судебные приставы. Вот, если в 2 дня Дума не соберётся, то какие последствия для Думы? И ещё, кого вы прочите в уголовное дело?

Михаил Матвеев: Мною были поданы два заявления. Первое заявление было подано 29 декабря в прокуратуру Самарской области о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленных должностных лиц городской Думы и городской избирательной комиссии по 2 статьям: 141 ст. УК «Воспрепятствование избирательным правам граждан» и 285 ст. «Злоупотребление служебными полномочиями в корыстных целях». Название статьи немного другое, но суть эта. Исполнительный лист был вручен судебными приставами Ленинского района в гордуму Самары 10 января. В промежуток между 10 и 15 января не было произведено никаких действий, которые свидетельствовали бы о том, что должностные лица Думы действительно намерены провести заседание Думы, то есть они могли бы, допустим, опубликовать объявление в «Самарской газете» к депутатам и заинтересованным лицам о том, что на такое-то число, на такое-то время назначено заседание  гордумы. Я лично обзвонил 15 депутатов гордумы, и из них только один человек смог подтвердить мне, что были разговоры, что есть судебное решение, и на него надо как-то реагировать. 14 депутатов сообщили о том, что никаких действий со стороны руководства Думы и аппарата для проведения этого внеочередного заседания не было предпринято. Более того, некоторые из них на условиях конфиденциальности сообщили, что некое общение руководства и аппарата Думы и депутатами было, но в отношении того, что не нужно собираться на это заседание, а надо наоборот разбегаться во все щели, уезжать в командировки, ложиться в больницы, отключать телефоны, дабы не было кворума. Такие действия были произведены, поэтому было подано 3-е заявление о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленных должностных лиц гордумы. Ну а для меня они все установлены: я могу пофамильно назвать людей, заинтересованных в срыве выборов, которые вольно или невольно этому срыву способствовали. Это 6 человек. Но я считаю, что это будет некоторое давление на правоохранительные органы, пусть они сами разберутся, кто конкретно ответственен за срыв выборов, кворума и так далее. Вот было подано заявление о возбуждении уголовного дела по 315 ст. «Неисполнение решения суда».

Вопрос ГТРК-Самара: если не будут назначены довыборы до 18 января, будет новый суд или довыборов не будет вообще?

Михаил Матвеев: Это юридические тонкости, связанные с новациями законодательства, и ответа на этот вопрос я не знаю. Дело в том, что есть понятие единого дня голосования, и никто не знает пока как поступать, если ни представительный орган, ни избирательная комиссия выборы не назначили. Из решения областного суда (и есть разъяснения ЦИКа по этому поводу), следует, что у суда есть право назначить довыборы не в единый день голосования. Если Дума не назначит выборы до 18 числа, что будет - я не знаю. Попытки назначения выборов имеют практический смысл до второй половины июня, последний срок, когда они могут пройти - конец сентября, т.к. в октябре останется меньше года до полномочий Думы. Можно предположить, что дело о неисполнении решения суда будет возбуждено и судебные приставы начнут обеспечивать явку депутатов. Прятаться бесконечно они не смогут, в феврале должно быть плановое заседание с рассмотрением определённых вопросов, и прятаться полтора месяца будет проблематично, а тем более полугода. Соответственно «тяготы и невзгоды депутатской жизни» могут прекратиться, если решение суда будет исполнено за пределами 18 января, но с соблюдением сроков в 80-90 дней. По аналогии материального спора, если должник должен отдать долг 18 января, судебные приставы начинают с ним работать, и он отдаёт его 25-го, то решение суда считается исполненным. Так и здесь, при назначении выборов в феврале они пройдут не в апреле, а позднее.

Вопрос: насколько вообще вероятен роспуск Думы за неисполнение решения суда?

Михаил Матвеев: Очень хотелось бы их распустить (смех в зале). Мне кажется, что и тот человек, который по закону может это сделать, был бы не против, именем которого там прикрываются и спекулируют эти господа. Но механизм роспуска очень сложен и прописан в 131 Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления». Там необходимо неисполнение решения суда в течение определенного срока, и в большей степени это касается приведения в соответствие с федеральными местных законодательных актов. По трудовым спорам это невозможно, пример – Тольятти и споры депутата Борислава Гринблата. Там Думу не распустили. Но можно привлечь к ответственности человека, руководителя, если доказать, что он не предпринял всех действий для исполнения решения суда.

Вопрос ТРК «СКАТ»: депутатов под конвоем свозить будут?

Михаил Матвеев: До 18 не будут, а потом должны быть приняты меры для установления и препровождения данных лиц.

Вопрос: К Думе будут подъезжать «черные воронки» и из них будут выгружать депутатов?

Михаил Матвеев: Хотелось бы так, но в реальности, боюсь, хорошей телевизионной картинки для вас, журналистов, не будет. Они будут испаряться в командировки, другой в больницу срочно ляжет, еще кто-то сока холодного обпился и простудился. Это уже проходили не раз. Вспомним выборы в губдуму по «беловскому» округу, или мой случай со снятием с выборов в губдуму в марте, когда избирком просто не собирался, чтобы исполнить решение суда о моей регистрации как кандидата. Избирательная комиссия во главе с Сергеем Петровичем разбегалась во все стороны, и потом они пытались обжаловать восстановление, принятое ненадлежащим кворумом, в Верховном суде и т. д. Но бесконечно это продолжаться не может, тут не как в сказке «нужно простоять день, да ночь продержаться», а до середины июня. Легитимная возможность назначения выборов существует, к тому времени, я думаю, должны высказаться представители власти, от которых зависит работа органов, призванных по закону работать, но и судебная система защитит себя, так как происходящее – не что иное, как проверка на прочность суда и избирательного законодательства. Это провокация с целью проверки на прочность данных механизмов: можно ли сорвать выборы и лишить 125 000 избирателей конституционных прав, и чтобы тебе за это ничего не было? Кстати, кассационная жалоба на решение облсуда еще не последовала и, если не последует в течение 10 дней, то решение обжалованию подлежать не будет. Я рассчитываю на победу в ВС, если туда дело дойдет и считаю, что государство должно защитить себя от ФПГ, которые вновь пытаются продемонстрировать, что для них законы не писаны, и они могут делать всё, что угодно.

Вопрос ТРК «СКАТ»: А на каком уровне распускают слухи насчет Губернатора?

Михаил Матвеев: Со мной общались известные в области люди. Фамилия Губернатора, использованная в качестве прикрытия ФПГ, с которыми он в реальности воюет и ставит на место, это цинизм высшей меры. Трудно поверить, что Артяков принял какое-то решение, могущее нарушить права 125 000 избирателей, плюс – не забывайте, что назначены и пройдут выборы мэра Тольятти. Вот это совмещение с президентскими куда более заметное, чем довыборы по пяти округам в гордуму - и никто же эти выборы не сорвал? В качестве аргументации почему некой влиятельной партии и могущественной фигуре невыгодно проведение довыборов, совмещенных с президентскими, приводятся следующие: «будет грязь», люди будут в бюллетенях путаться, могут быть некие последствия для голосования за нужного кандидата, «и зачем грязь нужна на выборах Президента?» и так далее. На самом деле - это бред, совмещение работает на повышение явки: кто–то придёт голосовать за Президента, а кто-то хочет, чтобы районный депутат ему крышу отремонтировал, и проголосует за этого депутата. Эксперты полагают низкую явку на президентские, и кандидаты от этой самой партии имели бы на выборах в гордуму высокие шансы при совмещении выборов. Эти кандидаты, агитируя во дворах, фактически работали бы и на Президента и на свою партию. И имели бы фору перед другими на фоне федеральной кампании. А вот оппоненты такой возможности не имеют.

Происходящее характеризуется непарламентским словом «разводка». Ряд людей «развели» просто, а стоят за этим два человека и несколько крупных финансовых структур, не заинтересованных в нарушении статус-кво в гордуме. Могу объяснить: они контролируют Думу, у них свой председатель и председатели комитетов. Все нужные решения и так принимаются. Зачем тратиться на то, что уже есть? Затраты на довыборы не меньше, чем на выборы, а срок полномочий депутата - полтора года. Фактически своим иском я предлагаю этим господам потратиться на немаленькую сумму. Примерно 250 тыс.долларов им придется потратить, чтобы двигать пять кандидатов в Думу. А зачем, если и так у них большинство? Зачем платить за котлету, которую они уже съели? Второе: ФПГ попытались после появления Артякова внешне дистанцироваться от политики, «залегендироваться». Объявив выборы, мы ставим ФПГ перед тем, что надо двигаться, переходить из точки в движущуюся фигуру, выставлять кандидатов, привлекая внимание хищников, могущих политически их быстренько остановить. А сейчас, будучи неподвижными, ФПГ могут поддерживать иллюзию, что они нос свой никуда не суют, занимаются производством, находясь в положении «чего изволите». Если бы выборы состоялись, и они в них не участвовали, они могли бы потерять тот баланс, который имеется, вплоть до переизбрания председателя Думы и ключевых комитетов, особенно на фоне противоречий между Тарховым и Думой.

Вопрос: затевая комбинацию, ФПГ планировали её до середины июля. Какие шаги могут быть предприняты политически, чтобы уйти в оборону на несколько месяцев?

Михаил Матвеев: Самое простое – «включить дурочку». Думаю, этим они будут заниматься. В суде представителю Думы, отягощенному высшим юридическим образованием и весьма кичащемуся своим профессионализмом гражданину, задали вопрос: «Почему же выборы были назначены на день позже? Разве вы этого не понимали, у вас нет календаря?» Он пожал плечами и сказал: «Ошиблись, мол, с кем не бывает».  Вот и весь ответ. Будет точно также: «Нет кворума, мы не виноваты», или соберутся на заседание и не включат в повестку этот вопрос. Но они отнюдь не глупые и сидеть не хотят, поэтому они будут изображать из себя жертв обстоятельств, которые при всем желании стремятся назначить выборы, но у них не получается. Судя по судебным заседаниям отзывы на мой иск из горизбиркома, облизбиркома и гордумы написаны фактически под копирку. Когда я задал вопрос, не существует ли единый управляющий орган, координирующий эти формально независимые друг от друга органы, мой вопрос сняли как некорректный. А я считаю, что вопрос по сути, т. к. происходящее, не что иное, как координация усилий: одни вовремя ошиблись, другие вовремя не стали реагировать, потом наоборот проявили ненужное рвение, эти высказываются не по теме, другие спорят, а на выходе выборов нет. Но необходимо настойчиво и последовательно реализовать защиту прав граждан в рамках уголовного дела, которое, надеюсь, будет возбуждено, если Дума не назначит выборы по решению суда. Логичным и простым выходом, против которого никто не смог бы ничего сказать, включая меня, было бы исполнение решения суда, назначение довыборов по 5 округам, а потом подача кассационной жалобы в ВС. Дождались бы решения Верховного Суда, и если бы ВС их жалобу отклонил бы, спокойно ждали появления новых коллег. Если бы кассация была бы принята, то отменили бы все довыборы. Вот единственный законный метод.

Вопрос газеты «Коммерсантъ»: Как быть с городской избирательной комиссией, срок полномочий которой истекает в апреле?

Михаил Матвеев: Я в иске просил не только назначить выборы, но и сформировать временную избирательную комиссию, что является основанием для роспуска действующей. Основания для роспуска есть, но срок заканчивается в апреле, поэтому оснований не так много. Соответственно, городская Дума должна избрать новую комиссию, полагаю, что вокруг её состава будут происходить серьезные битвы, так как она будет проводить выборы в гордуму в 2009 году, если к этому времени наши хитроумные «друзья» из городской Думы Самары снова не придумают, что они на октябрь 2009 не успели назначить выборы, и надо продлить их полномочия до марта, и так до бесконечности будут пытаться продлить свои мандаты, которые давно бы пора большинству из них в добровольном порядке сложить.

Андрей Фёдоров: Господа, еще вопросы? Спасибо.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Фото П.Воробьева
Наш баннер
Михаил Матвеев. Официальный сайт