Михаил Матвеев. Официальный сайт

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ГЛАВНАЯ СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ Перенос выборов – аспекты юридического характера

Перенос выборов – аспекты юридического характера

Печать
 
Проект закона Самарской области № 586-09 «О продлении и сокращении сроков полномочий глав и представительных органов муниципальных образований на территории Самарской области» группой депутатов подразумевающий в соответствии с п. 4 ст. 82 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской» «однократное не более чем на один год продление или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах не менее чем в две трети органов местного самоуправления муниципальных образований в данном субъекте Российской Федерации» предполагает продление срока полномочий 34 органов местного самоуправления Самарской области и сокращение полномочий 7 органов местного самоуправления. Данный законопроект напрямую затрагивает конституционные права избирателей почти миллиона (более 930 тысяч) избирателей городского округа Самара. В частности, законопроектом предлагается продлить полномочия Думы г.о. Самары на один год, а полномочия Главы г.о. Самара сократить на один год, проведя совместные выборы в один день 10 октября 2010. таким образом, фактический срок полномочий думы г.о. Самара составит 6,3 года, а главы города – около 4-х лет, вместо 5 и 5 лет соответственно Уставу г.о. Самара.

     При этом:

1. В соответствии с п. 2 ст. 8 ФЗ № 67-ФЗ «Норма об изменении (продлении или сокращении) установленного федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срока, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы».
          Норма о возможности однократного, не более чем на один год продления или сокращения сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах не менее чем в две трети органов местного самоуправления муниципальных образований, применяемая разработчиками законопроекта вступила в силу в результате принятия 22.07.2008 г. ФЗ № 149-ФЗ.
          Дума г.о. Самара была избрана 4 июля 2004 года, Глава г.о. Самара был избран 22 октября 2006 года, т.е. до, а не после вступления в силу вышеуказанной нормы и, следовательно, ее применение может быть поставлено под сомнение.

2. В соответствии с уже цитируемой нормой, срок полномочий не может быть продлен или сокращен более чем на один год. Между тем, в результате применения данного закона, думе г.о. Самара продлевается срок с 4 июля 2004 года до 10 октября 2010 года, т.е. на срок более чем на один год, а именно на 1 год, 3 месяца и 6 дней. Срок же полномочий Главы г.о. Самара сокращается с 22 октября 2011 года до 10 октября 2010 года, т.е. более чем на один год, а именно на 1 год и 12 дней.

3. 22 марта 2007 года Думой г.о. Самара было принято решение о досрочном прекращении полномочий 5 депутатов по избирательным округам № 8, 9, 15, 22, 35 в связи с их избранием в Самарскую Губернскую Думу и сложением полномочий депутатов Думы г.о. Самара. Дума г.о. Самара в нарушение законодательства не назначила дополнительные выборы по данным округам, а также не выполнила решение Самарского областного суда от 10 января 2008 года об определении срока, не позднее которого она должна назначить дополнительные выборы по данным округам. В результате дальнейших судебных разбирательств Верховный суд РФ признал невозможным назначение дополнительных выборов, так как они не могут пройти в единые дни голосования. При этом в определении Верховного суда от 27 февраля 2008 года сказано, что «полномочия Думы как действующего органа заканчиваются в июле 2009 года. По окончанию срока полномочий органа местного самоуправления будут проведены депутатов очередного созыва». Однако, в результате принятия вышеуказанного законопроекта выборы по указанным 5 округам, где проживает 125 тысяч избирателей вновь переносятся, чем нарушаются конституционные права данных граждан на участие в местном самоуправлении, право избирать и быть избранным, а также принцип обязательности и периодичности выборов.
          Фактически в результате применения данной нормы в течении 3,5 лет 125 тысяч избирателей не будут своих депутатов, представляющих их интересы в думе г.о. Самара и лишены возможности избирать и быть избранными, что также ставит их в неравные условия по сравнению с другими гражданами. Налицо ситуация, когда менее важные нормы – задачи совмещения выборов для удобства избирательного процесса подменяют более важные, основополагающие нормы, в том числе, конституционные, так как законодательство не предполагает проведение дополнительных выборов в данном случае.

4. Сроки  полномочий Думы г.о. Самара и Главы определены Уставом г.о. Самара и составляют 5 лет. Следовательно, избиратели выбирая депутатов и Главу г.о. Самара предполагали наделение их полномочиями именно на данный срок. Столь существенное (1,3 года) продление и (1 год) сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления без согласования с избирателями нарушает базовый конституционный принцип самостоятельного решения населением вопросов местного значения
 
 

Фото П.Воробьева
Наш баннер
Михаил Матвеев. Официальный сайт