Михаил Матвеев. Официальный сайт

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ГЛАВНАЯ СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ Почему я против переноса выборов в Самаре?

Почему я против переноса выборов в Самаре?

Печать

Статья и интервью радиостанции «Эхо Москвы в Самаре».

В Самарскую Губернскую Думу группой депутатов внесен проект закона Самарской области № 586-09 «О продлении и сокращении сроков полномочий глав и представительных органов муниципальных образований на территории Самарской области»,

подразумевающий в соответствии с п. 4 ст. 82 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» «однократное не более чем на один год продление или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах не менее чем в две трети органов местного самоуправления муниципальных образований в данном субъекте Российской Федерации». Принятие закона состоится 24 февраля 2009 года на очередном заседании Самарской Губернской Думы.
     В соответствии с реализацией этой нормы разработчиками предлагается продление срока полномочий 34 органов местного самоуправления Самарской области и сокращение полномочий 7 органов местного самоуправления. Данный законопроект напрямую затрагивает конституционные права избирателей почти миллиона (более 930 тысяч) избирателей городского округа Самара. В частности, законопроектом предлагается продлить полномочия Думы г.о. Самары на один год, а полномочия Главы г.о. Самара сократить на один год, проведя совместные выборы в один день 10 октября 2010. таким образом, фактический срок полномочий думы г.о. Самара составит 6,3 года, а главы города – около 4-х лет, вместо 5 и 5 лет соответственно Уставу г.о. Самара.
      Данное решение принимается без проведения каких-либо мероприятий по выявлению мнения избирателей, а позиции органов местного самоуправления противоположны (дума г.о. Самара поддерживает законопроект, администрация г.о. Самара и Глава выступают против законопроекта)
        В качестве обоснования принятия данного закона разработчиками - единороссами называется «оптимизация расходов местных бюджетов на проведение избирательных кампаний» в результате экономии от совмещения муниципальных выборов. Однако, если для выборов в сельских районах, где основные кампании и так запланированы на 2010 год такой перенос по крайней мере формально кажется логичным, то в отношении Самары это совершенно не так. В соответствие с нормами того же закона, на который ссылаются разработчики- № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской» выборы Главы г.о. Самара в октябре 2011 года уже являются совмещенными с федеральными выборами в Государственную Думу ФС РФ в декабре 2011 года. При этом в соответствии с законодательством при совмещении выборов муниципальных с федеральными все расходы кроме печати отдельных бюллетеней несет вышестоящий, федеральный бюджет. А при совмещении же муниципальных выборов между собой все расходы в любом случае несет только муниципальный бюджет и экономия средств несопоставимо меньше, чем при совмещении муниципальных выборов с федеральными. Таким образом, применение предлагаемых законопроектом норм к Самаре не только экономически не обосновано, но и наносит бюджету г.о. Самара  ощутимый ущерб. Помимо этого аргумента, против законопроекта есть не мало и других, в том числе юридического характера. Но приводить их в случае, если за законопроектом стоит политика, абсолютно бессмысленно.  
     Поэтому я в самом начале рассмотрения законопроекта на комитете по МСУ сразу предложил коллегам единороссам, если в основе их предложения стоит политическая подоплека- ничего не обсуждать, а перейти к голосованию. Но мои подозрения были сразу отметены: выходить из образа «бесстрастных оптимизаторов выборного процесса» авторы законопроекта не захотели. Тогда пришлось раскладывать все по полочкам. И чем дальше мы все обсуждали, тем больше становилось понятно, что политика в законодательной инициативе присутствует, и не малая. Ее и не может не быть, если речь идет о выборах. Выборы- это процесс получения  властью политических оценок со стороны населения.  Это возможность либо остаться у кормила власти, либо власть потерять. Поэтому можно долго рассуждать об экономике и оптимизации, но фактическое введение моратория на все выборные кампании в области до конца 2010 года- это вне всякого сомнения и возможность продлить власть себе любимым, и возможность для той самой бюрократии, о которой говорил в Послании Президент, избежать в условиях падения рейтинга разносов за «не те результаты» и за то, что избрали «кого-то не того»  и, наконец, способ решить так называемую «проблему Тархова». Ибо полномочия на год сокращают только ему, если не считать пяти глав сельских администраций.
      И можно было бы только порадоваться, за нахождение способа загнать в угол моего соперника на выборах мэра, а я остаюсь оппонентом г-на Тархова, если бы при этом мы не получали продление  полномочий - в итоге почти до 6,5 лет его однояйцевому близнецу- Самарской городской Думы, переизбрание которой не только назрело, но очевидно для всего города из-за ее неэффективности и неспособности контролировать того же Тархова. Если бы выборы городской Думы в этом году не отменили, уже в октябре этого года можно было бы, переизбрав эту думу, взять под контроль и Тархова и работу всей администрации, не говоря уж о том, что по поправкам в федеральное законодательство дума теперь сможет отрешать мэра от должности. Ясно, что под воздействием «дембельского настроения» ожидать от городской власти ничего хорошего не приходится и мы только теряем время, вместо того, чтобы обновить власть в городе.
      Кто сказал, что те 22 думы, включая самарскую, 12 глав районов, которым росчерком пера сейчас прибавляют год полномочий к уже пяти, что они у власти, что они эффективны, что их деятельность устраивает население? Что лишний год нахождения их у власти приведет к улучшению жизни людей? Что сэкономленные на выборах деньги, о которых сейчас так много говорят, они потратят не на повышение своих окладов и покупку новой оргтехники, а раздадут нищим безработным, которых с каждым днем в нашей области становится все больше, и  которым, в отличие от депутатов, никто на год не продлил работу?  Что значит на практике «экономия денег на выборах»? Их что, на выборах сжигают в печке? Выборы- это работа, пусть временная, для многих тысяч людей, это заказы местным типографиям, возможность подработать студентам и пенсионерам, это, не будем скрывать, внимание, которое вдруг просыпается у власти к просьбам избирателей отремонтировать подъезд, построить детскую площадку… В краткосрочной перспективе поза страуса может показаться власти надежным уходом от кризисных процессов: «Перенесем выборы на год, а там видно будет». Как сказала одна из депутатов «о том, что будет завтра, мы подумаем завтра». Но нужно четко понимать- свободные и периодические выборы-это не только «высшее проявление власти народа», как говорит Конституция. Это еще и универсальный управленческий «клапан», через который можно выпускать пар, чтобы не разнесло весь котел. Фактическое введение моратория на проведение очередных выборов на территории области в столь массовом порядке до конца 2010 года, тем более в условиях кризиса, способствует росту социальной напряженности в тех муниципалитетах, где население критически оценивает работу органов местного самоуправления, так как нарушение принципа сменяемости власти не дает возможности населению выразить свое отношение к местной власти легитимным путем, снизив напряженность в результате переизбрания неэффективных депутатов и глав муниципалитетов.

Аспекты юридического характера

 

Прямой эфир программы «Самарский разворот» 19 февраля 2009 года.
Ведущие Людмила Шидловская и Гор Мелконян; в студии – депутат Михаил Матвеев.

Прослушать аудиозапись эфира

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Фото П.Воробьева
Наш баннер
Михаил Матвеев. Официальный сайт