Михаил Матвеев. Официальный сайт

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ГЛАВНАЯ ПУБЛИКАЦИИ АРХИВ Вечный «русский характер» Михаила Матвеева

Вечный «русский характер» Михаила Матвеева

Печать

Человека можно сравнить с водным потоком: пока он неистово несется вперед, он свеж и могуч, но, стоит ему застояться в долине, и он превращается в болото. Известный самарский рекламист Михаил Матвеев живет в соответствии с этим принципом, и поэтому старается никогда не довольствоваться какой-то одной социальной ипостасью. Он еще и научный работник, кандидат исторических наук, немного археолог, писатель и политик. Один проект Михаила преследует с юности — съемки кинофильма под названием «Русский характер».

На уроке литературы в 8 классе Миша Матвеев написал юмористический сценарий фильма-пародии на дореволюционные времена, царское правительство и т.д. Ирония заключалась в частности и в том, что в фильме о русском характере не было ни одной русской фамилии. В первой серии играли три человека, сценарий был построен так, чтобы один держал камеру, а два других героя были в кадре. Михаил играл поручика Фон Штейна и должен был олицетворять русский характер, его друг Олег Покорский с благородно-колоритной внешностью выходца из дворянской семьи играл князя Дурного -Задунайского. Однокашник Юра Шарков имел кинокамеру и был и кинооператором, и третьим героем — буфетчиком Прокопом.

Сюжет первой серии примитивен: встретились два старых приятеля в ресторанчике в 1913 году. Завязался ничего незначащий разговор, который каким-то образом вышел на актрису Луговскую. Оказалось, что это воспоминание каким-то образом компрометирует одного из собеседников. Оскорбленный вызывает друга на дуэль.

Эту сцену снимали в квартире Юрия Шаркова, так как только у него был фикус для создания какого-никакого «буржуйского» интерьера. Затащили фикус в угол, на стол поставили дореволюционную бутылку водки «Смирнов» и предметы, с точки зрения юношей, долженствовавшие олицетворять старину.

Сцену дуэли снимали на крыше 9-ти этажного дома. Ребята стрелялись, одного из них должно было ранить, но в процессе проявки пленки эта сцена была потеряна, и фильм на тот момент окончился словами: «Не трепитесь, как баба, поручик», и занял минут 7-8. Это был немой фильм, с титрами. Тогда все отнеслись к нему, как к весёлой шутке. Прошли годы, главные герои ушли в армию, а по возвращении решили доснять фильм с учётом прошедших лет. Это был 90-й год, со времени съемок первой серии прошло 5-6 лет, значит, в фильме должен идти 19 год, Гражданская война. Создатели «Русского характера» утверждают, что фильм приобрёл тогда какую-то свою жизнь, замкнутость, подобную дежавю, и поэтому все далее придумывающиеся серии неизменно начинались встречей двух друзей в ресторанчике. С тем же буфетчиком Прокопом.

Итак, оба героя изрядно потрепаны жизнью, один ранен. Идёт тотже самый монолог. Титры: «Нет уж больше полка. Как актриса Луговская?». Прошли те времена, когда друзья могли стреляться на дуэли из-за актрисы... «Нет уж больше актрисы Луговской. Что случилось? - ЧК». Эта сцена заканчивается фразой: «Ну что ж, помянем всех...». Эта серия заняла 12 минут.

Не так давно, когда друзья Михаила Матвеева собрались уезжать в Америку, стало понятно, что пришло время снять следующую серию. Вид фотомастерской культового фотохудожника Евгения Рябушко, расположенной в подвале одного из элитных в Брежневские времена домов, навел на ассоциации с застенками, - значит, нужно снимать сцену пыток.

Итак, в 1927 году в Константинополе в портовом ресторанчике встречаются друзья, им приносят графин с водкой, напоминающий другой графин, из которого их, пытаемых в ЧК, поливали водой. Вспоминается 1919 год, застенки ЧК. Пытают пленного офицера — князя, приводят пленного поручика на опознание, их уводят на расстрел, тут же случайно оказывается буфетчик Прокоп. Находится место юмористическим эффектам: вводят сутулого мешковатого буфетчика Прокопа, идёт разговор чекистов: по выправке видно, офицер. Расстрелять!

В этой сцене раскрылись таланты многих людей. Евгений Рябушко сыграл революционного матроса, ненароком оказавшаяся «в нужном месте» подруга жены Матвеева вынуждена была сыграть садистку Верочку. Все, случайно заходившие в подвал, вовлекались в эпизодические сцены.

Съёмки велись на две камеры. Сложность поначалу состояла в том, чтобы найти плёнку. Искать в Самаре плёнку, которую уже 10 лет как не выпускают — задача не из лёгких. Кинули клич по всему городу. Когда клич дошёл до окраин, группу завалили киноплёнкой. Рябушко придумал какой-то сложный раствор, позволяющий эту 10 лет назад просроченную киноплёнку проявить. Третью серию снимали почти два месяца, с почти полным съёмочным днём. Приходилось снимать по несколько дублей, так как плёнка иногда отказывалась проявляться. В камеру заряжали вперемежку чёрно-белую и цветную плёнку. Все участники проекта были чрезвычайно заняты, все работали в крупных фирмах, занимались своими проектами. Но на съёмки приходили, как на праздник!

Отсняв фильм, долго склеивали пленку, монтировали. Столкнулись с целым рядом технических проблем, как то: звуковая подложка и необходимость переписывания киноверсии на видео. В итоге переписали-таки кино на видеокамеру с натянутой простыни и подготовили фильм к премьере. Хотели организовать премьеру с голыми официантками, раздающими всем шампанское, с присутствием всей творческой элиты, которую смогли бы собрать, устроить просмотр, соответствующий культовому фильму. В последний момент официанток не нашли, а на премьеру пригласили только тех, кто снимался, так как их оказалось огромное количество, забившее собой весь подвал-мастерскую. В съемках участвовали известные самарские люди из мира медиа, один гражданин Америки и даже, по слухам, сотрудник ФСБ.

Говорит Михаил Матвеев:

- Мы поняли, что наша жизнь зависит от фильма, она связана с ним. Первую серию сняли, когда нам было 13 лет, потом 20, потом 32. Мы считаем, что когда нам будет по 40-50, мы все же будем регулярно снимать продолжение «Русского характера». Мои приятели, которые живут в Америке, считают, что следующая серия должна быть снята там, у них, тем более что последняя закончилась тем, что князь Дурного — Задунайский собрался в Америку и купил билет на пароход под названием «Титаник». Второй друг хочет вернуться в Россию, но понимает, что Россия потеряна. Нет больше русского характера. Всё заканчивается пулей в лоб. Но офицерская кость должна оказаться крепче свинца, и уже наверняка могу сказать, что следующая серия будет представлять где-то 35-й год, эмиграцию. Прокоп откроет русский ресторан где-нибудь на Бродвее, два друга встретятся в нём: -Поручик! - Князь! - Может, как в былые времена, в полку?!

 

Ольга СТЕПАНОВА
Фото Евгения РЯБУШКО
«Самара. Журнал столица региона» № 8, 2001

 

Фото П.Воробьева
Наш баннер
Михаил Матвеев. Официальный сайт